ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СЕЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Приводятся данные исследования адаптации сельских студентов к обучению в вузе (всего 252 человека, из которых 144 респондента – сельские, 108 – городские). Целью исследования являлось определение адаптивных способностей к учебной деятельности, мотивации к обучению и межличностного взаимодействия. Выявлено, что у большинства сельских студентов снижена адаптация к обучению в вузе. Описаны педагогические условия для повышения адаптации сельских студентов Крайнего Севера к обучению в вузе. Внедрение программы по созданию педагогических условий успешной адаптации позволило снизить количество сельских студентов, испытывающих учебные трудности, на 8 %. Замечена положительная динамика в отношении сформированности умений и навыков учебной деятельности (на 24 %). Внутренний (положительный) мотив обучения в вузе также имел положительную динамику (16 %), а коммуникативные способности повысились на 16 %.
Ключевые слова: адаптация, сельский студент, программа адаптации, педагогические условия
Библиография:
1. Москвин В. А. Главные элементы качества работы вуза // Вестн. Московского ун-та. 2014. Вып. 1. С. 22–32.
2. Стафеева Ю. В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Петропавловск-Камчатский, 2005. 24 с.
3. Подсосова Н. Б. Педагогическая поддержка адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза: автореф. дис… канд. пед. наук. Новокузнецк, 2012. С 11–12.
4. Алексеева Е. Б. Социальная адаптация сельской молодежи к получению высшего технического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2003. 25 с.
5. Зарембо Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение преодоления трудностей вузовской адаптации выпускников сельских средних школ: дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 244 с.
6. Очирова Е. А., Дугарова Т. Ц. Эмоциональная напряженность как фактор психологической дезадаптации студентов 1 курса // Сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. Киров, 2014. С. 246–248.
7. Абатуров И. А. Исследование профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 3. С. 127–130.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА
Страницы: 57 — 62
Скачиваний: 911