ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИМЕН-ПОЖЕЛАНИЙ В ТАТАРСКОЙ АНТРОПОНИМИКЕ
Актуальность и необходимость исследования этнокультурных аспектов татарских личных имен обусловлены тем, что до сих пор в татарской антропонимике изучались лишь главным образом историко-лингвистические проблемы личных имен, тогда как основополагающим фактором в формировании и функционировании национальной антропонимической системы является этнокультурный фактор. Рассматривается определение этнокультурного пространства имен-пожеланий в татарской антропонимике. В результате исследования личных имен в этнокультурном аспекте выявлено, что личные имена являются национально-маркированным пластом языка. Культурно-исторические ассоциации, этнокультурные коннотации личных имен-пожеланий порождены многими экстралингвистическими факторами. Исследование этнокультурного пространства номинации имен показало, что особенности национального антропонимикона обусловлены спецификой культуры.
Ключевые слова: этнокультурное пространство, имена-пожелания, татарская антропонимика, этнокультурный фактор, коннoтации
Библиография:
1. Алефиренко Н. Ф. Стереотипы и прототипы в этнокультурном пространстве языка // Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 24 (95). Вып. 8. С. 5–11.
2. Никитина С. И. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993. 189 с.
3. Толстой Н. И. Избранные труды. Том I. Славянская лексикология и семасиология. М.: «Языки русской культуры», 1997. 520 с.
4. Толстая С. М. Пространство слова. Лексическая семантика в общеславянской перспективе. М.: «Индрик», 2008. 528 с.
5. Юдин А. В. Русская народная духовная культура. М.: Высшая школа, 1999. 333 с.
6. Şakir Ülkütaşır M. Türküye Türklerinde Ad Verme İle İlgili Gelenek ve İnançlar I Uluslararası Türk Folkloru Kongresi Bildirileri. Gelenek-Görenek ve İnançlar IV Çilt. Ankara, 1976. s. 369–384.
7. Erol A. Adlarımız. Istanbul: Turan Kültür Vakfi , 1999. 610 s.
8. Жапаров Ш. Кыргызская антропонимика. Бишкек: Илим, 1992. 188 с.
9. Жанузаков Т. Ж. Обычаи и традиции в казахской антропонимии // Этнография имен. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 100–103.
10. Кульдеева Г. И. Антропонимическая система современного казахского языка. Казань: Изд-во «ДАС», 2001. 239 с.
11. Шайхулов А. Г. Татарские и башкирские личные имена тюркского происхождения. Уфа, 1983. 72 с.
12. Токмашев Д. М. Теоретические проблемы фольклорной ономастики (на материале шорского фольклора) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. 9 (111). С. 179–185.
13. Саттаров Г. Ф. Татар антропонимикасы. Казан: Казан ун-ты нəшр., 1990. 276 с.
14. Баязитова Ф. С. Халык традициялəре лексикасы: бишек туе (йола həм фольклор текстлары яссылыгында). Казан: ИЯЛИ, 2012. 331 б.
15. Хазиева-Демирбаш Г. С. О некоторых особенностях функционирования современных татарских личных имен (по материалам ЗАГСа г. Казани 2002–2012 гг.) // Вопросы ономастики. Екатеринбург: Уральский университет, № 2 (17), 2014. С. 93–99.
16. Хазиева-Демирбаш Г. С. Основные тенденции развития современных татарских личных имен начала XXI века // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». Казань: изд-во Казан. ун-та. 2014. Т. 156. Кн. 5. С. 177–187.
17. Rasonyı Laszlo. Türklükte kadın adlar. Türk Dil Kurumu-Belleten Dergisi Dizini, 63–87 s.
18. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1963. 560 с.
Выпуск: 2, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПСИХОЛИНГВИСТИКА И ОНОМАСТИКА
Страницы: 72 — 75
Скачиваний: 825