СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ВУЗЕ
Представлена краткая история развития системы подготовки дефектологических кадров. Показаны основные этапы становления профессионального дефектологического образования в России. Перечислены факторы, оказавшие влияние на развитие профессиональной подготовки учителей-дефектологов. Проведено сравнение содержания двух государственных федеральных образовательных стандартов по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденных в последнее пятилетие. Проанализированы компетенции, приобретенные выпускником в результате освоения образовательной программы бакалавриата. В нормативных документах выявлены новые акценты относительно компетенций. Определены основные современные тенденции развития профессиональной подготовки дефектологов в вузе.
Ключевые слова: высшее дефектологическое образование, обновление содержания профессиональной подготовки, компетенции, рефлексивная компонента, обучение и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья, полифункциональный дефектолог
Библиография:
1. Калиниченко А. В. Становление высшего дефектологического образования в России в XX веке – первом десятилетии XXI века: дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2014. 193 с.
2. История логопедии. Медико-педагогические основы: учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Академический проект, 2004. 382 с.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч. М.: Просвещение, 2010. Ч. 1. 319 с.
4. Басова А. Г., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984. 295 с.
5. Аслаева Р. Г. Подготовка педагогов-дефектологов в педагогическом вузе: реальность и перспективность // Дефектология. 2009. № 6. С. 71–80.
6. Бгажнокова И. М. О переходе на многоуровневую систему высшего образования на дефектологическом факультете Курского педагогического института // Дефектология. 1994. № 4. С. 79–80.
7. Бачина О. В. Организация вариативно-модульной системы повышения квалификации педагогов дефектологического профиля: дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2002. 257 c.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). 2010. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm49-1.pdf. (дата обращения: 21.01.2015).
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.03. «Специальное (дефектологическое) образование». 2015. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm801-1.pdf (дата обращения: 29.01.2016).
10. Смышляева Л. Г., Сивицкая Л. А. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе. Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2009. 109 с.
11. Черкасова Е. Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах РФ // Дефектология. 2008. № 1. С. 85–90.
Выпуск: 5, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Страницы: 42 — 46
Скачиваний: 773