ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX – ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)
Рассматриваются особенности начального этапа становления психологии литературного творчества как самостоятельного направления исследований в отечественной и зарубежной науке. Показано, что процесс становления психологии литературного творчества в России в последней трети XIX – первой половине XX в. был обусловлен бурным развитием литературоведения, научной психологии и особым общественным статусом русской классической литературы. Представлены точки зрения различных авторов, отражающие доминирующие подходы к определению содержательной стороны анализируемого феномена. Психология литературного творчества определена как отрасль научного знания, которая изучает процессы отражения писателем действительности, их воплощение в специфической художественной форме, используя при этом методологические принципы не только психологии, но также литературоведения, языкознания, эстетики и других смежных дисциплин. Аналитический обзор публикаций по проблеме исследования показал, что становление психологии литературного творчества как научного направления происходило на стыке различных наук и было посвящено изучению созидающего субъекта и продуктов его деятельности.
Ключевые слова: творчество, литературное творчество, литературоведение, искусство, писатель, психология, психология литературного творчества, психоанализ
Библиография:
1. Константинов В. В. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. 272 с.
2. Корытова Г. С. Научный вклад Моисея Матвеевича Рубинштейна в становление психолого-педагогического образования в Восточной Сибири // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 1 (11). С. 132–140.
3. Корытова Г. С. Роль преподавателей Бурятского государственного университета в становлении психологического образования в Восточной Сибири // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2 (12). С. 151–160.
4. Бобылев Е. Л. Психологический анализ литературного творчества в работах отечественных психологов конца XIX – 30 годов ХХ века: дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 233 с.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
6. Тодоров Ц. Семиотика литературы // Семиотика: сборник статей, переводы / сост. Ю. С. Степанов. М.: Радуга, 1983. С. 350–354.
7. Вострокнутов Е. В., Разуваев С. Г. Сущность понятия «творчество» в спектре категориально-понятийного поля педагогики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. № 2 (117). С. 13–19.
8. Белянин В. П. Основы психолингвистической диагностики. М.: Тривола, 2000. 248 с.
9. Бобылев Е. Л. Проблема психологического анализа искусства на стыке 19–20 веков // Приволжский научный вестник. 2014. № 11 (39). С. 10–14.
10. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания // Вопросы нервно-психической медицины. 1905. № 4. С. 608–622.
11. Шайкевич М. О. Психопатологические черты героев Максима Горького // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1904. № 1. С. 55–57.
12. Сироткина И. Е. Патография как жанр: критическое исследование // Медицинская психология в России. 2011. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 10.06.2016).
13. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2015. № 3 (156). С. 42–48.
14. Рождественский В. И., Сироткин С. Ф. Иван Дмитриевич Ермаков: контуры биографии и творчества // Медицинская психология в России. 2011. № 2. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 15.06.2016).
15. Корытова Г. С. Психологическая защита: концептуализация и понятийно-типологический анализ // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 2. С. 3.
16. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
17. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 378 с.
18. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 332 с.
19. Грифцов Б. А. Психология писателя. М.: Художественная литература, 1988. 462 с.
20. Пономарев Я. А. Психология творения: избранные психологические труды. М.: Издательство МПСИ, 1999. 475 с.
Выпуск: 11, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 162 — 169
Скачиваний: 867