ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИБИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА (ОТЧЕТ ПО ГРАНТУ РГНФ И АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-2-128-134
Представлен анализ результатов двухгодичной работы (2015–2016 гг.) научного коллектива кафедры литературы и методики ее преподавания Томского государственного педагогического университета (ТГПУ) и соисполнителей над проблематикой гранта «Творчество сибирских писателей и сибирская тема в литературе XX–XXI вв. для детей и юношества», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Томской области. Раскрывается актуальность поставленных задач и новизна исследования поэтики и проблематики сибирской литературы для детей и юношества, систематизации сведений, изучения биографии и творчества малоизвестных читателю современных авторов Сибирского региона. Описаны итоги и перспективы дальнейшей работы над поставленной проблематикой участниками гранта.
Ключевые слова: детская и юношеская литература, сибирские писатели и поэты, литературное краеведение, культурно-образовательное пространство, поэтика
Библиография:
1. Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Томск, 2002. 276 с.
2. Алтайский текст в русской культуре: сб. науч. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул: Изд-во АлтГУ. 2002. Вып. 1. 158 с.
3. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 2. Барнаул, 2004.
4. Алтайский текст в русской культуре. Вып. 3. Барнаул, 2006.
5. Сибирский текст в русской культуре: сб. ст. Вып. 2. Томск, 2007.
6. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. 226 с.
7. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27–35.
8. Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950–2010-е гг.) / Е. А. Полева, С. В. Бурмистрова, А. Н. Губайдуллина, Е. К. Макаренко, О. И. Плешкова, Ю. О. Чернявская, др.; под ред. Е. А. Полевой. Т. 1. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. 198 с.
9. Брякотнина Е. Б., Полева Е. А. Изучение круга чтения подростков как педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 129–134.
10. Полева Е. А. Художественное своеобразие прозаических миниатюр-сказок Татьяны Мейко // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 172–178.
11. Полева Е. А. «Уроки французского» В. Распутина в контексте традиций литературы второй половины XIX века о детях // Творческая личность Валентина Распутина: живопись – чувство – мысль – воображение – откровение: сб. науч. тр. / под. ред. И. И. Плехановой. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2015. С. 212–220.
12. Полева Е. А., Абрамова А. Е. Функции перволичного повествования и приема портретирования в повести А. Г. Алексина «Безумная Евдокия» // Русская литература в современном культурном пространстве: сб. ст. по материалам VII Всерос. науч. конф. (30–31 октября 2015 г.) / отв. ред. М. А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015–2016. С. 172–180.
13. Полева Е. А. Художественное своеобразие цикла миниатюр «Сказки сиреневого леса» Анны Никольской в контексте развития жанра лирико-философской сказки // Русская литература в современном культурном пространстве: сб. ст. по материалам VII Всерос. науч. конф. (30–31 октября 2015 г.) / отв. ред. М. А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. С. 156–164.
14. Полева Е. А., Маслова Е. С. Пространство в романе-трилогии В. П. Крапивина «Голубятня на желтой поляне» // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна 2016. С. 78–81.
15. Полева Е. А., Писаренко А. Е. Приемы психологизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 131–136.
16. Чернявская Ю. О. Повесть В. Липатова «Еще до войны»: сюжет персонального самоопределения в хронотопе колхозной деревни // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 201–207.
17. Чернявская Ю. О., Балобанова Т. К. «Деревенский детектив» В. Липатова как пародия на милицейский роман // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 3 (168). С. 135–139.
18. Чернявская Ю. О., Колмаков С. Ю. Литературный контекст в романе В. Липатова «И это все о нем» // Русская литература в современном культурном пространстве: сб. ст. по материалам VII Всероссийской науч. конф. (30–31 октября 2015 г.) / отв. ред. М. А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. С. 164–172.
19. Губайдуллина А. Н. Миниатюры Александра Бергельсона в контексте современной русской поэзии для детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 166–171.
20. Губайдуллина А. Н. Случай и событие в современной сибирской поэзии для детей (А. Олеар, Н. Ярославцев, А. Ерошин) // Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950–2010-е гг.). Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2016. С. 140–151.
21. Губайдуллина А. Н. Поэзия Дмитрия Сиротина для детей: мышление аналогиями // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 11 (176). С. 148–152.
22. Макаренко Е. К. Жанровое своеобразие «Жития святого праведного старца Феодора Томского»: к проблеме современного агиографического канона». Часть I // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 9 (150). С. 114–120.
23. Макаренко Е. К. Жанровое своеобразие «Жития святого праведного старца Феодора Томского»: к проблеме современного агиографического канона». Ч. II // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6. С.161–168.
24. Макаренко Е. К. Жанровые модификации современных агиографических произведений для детей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10. С. 157–165.
25. Макаренко Е. К. Поэтика современной сибирской агиографической литературы для детей (на материале житийных произведений о святом праведном старце Феодоре Томском) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 9 (174). С. 159–168.
26. Бурмистрова С. В. Библейские аллюзии в современной детской литературе (на материале сказки В. Л. Лавриной «Чудесные платья») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 10 (163). С. 179–183.
27. Маслова Е. С. Своеобразие системы персонажей в романе-трилогии В. П. Крапивина «Голубятня на желтой поляне» // VI Всероссийский фестиваль науки. XX Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 18–22 апреля 2016 г.): в 5 т. Т. II: Филология. Ч. 1: Русский язык и литература. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. С. 269–275.
28. Чернышёва Д. М. Семантика названия пьесы Елены Ерпылёвой «Я буду Балдой, тетя!» // VI Всероссийский фестиваль науки. XX Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 18–22 апреля 2016 г.): в 5 т. Т. II: Филология. Ч. 1: Русский язык и литература. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. С. 275–279.
29. Абрамова А. Е. Семантика лексем «конь» и «пряник» в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» // Роль инноваций в трансформации современной науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (15 января 2016 г., г. Тюмень): в 3 ч. Ч. 3. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 76–78.
30. Рябченко К. С., Рудницкий Ю. А. «Стоит над Томью град старинный…» Р. Кошурниковой: места, события, люди // Символ науки: междунар. науч. журнал. 2016. № 3. С. 143–146.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Страницы: 128 — 134
Скачиваний: 1013