ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТЕОРОЛОГИИ И ГИДРОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-77-83
Рассматриваются особенности преподавания учебных дисциплин «Метеорология и климатология» и «Гидрология» у студентов-географов в Томском государственном педагогическом университете. Выявлены основные затруднения студентов при изучении метеорологии и гидрологии. Приводится пример реализации дисциплины «Современные проблемы гидрометеорологии» в дистанционной технологии MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) для подготовки магистров заочной формы обучения. Выявлено, что развитие пространственного мышления у студентов происходит наилучшим образом при анализе климатических карт. Проанализированы результаты тестирования студентов-географов при оценке текущих и остаточных знаний по метеорологии и гидрологии. Учебно-полевая практика по метеорологии и гидрологии (в том числе экскурсии на метеорологическую станцию) рассматривается как необходимое мероприятие для успешного освоения данных дисциплин. Представлены методические рекомендации для начинающих преподавателей метеорологии и гидрологии в педагогическом университете.
Ключевые слова: метеорология, климатология, гидрология, межпредметные связи, пространственное мышление, профессиональные компетенции, высшее образование
Библиография:
1. Репринцева Ю. С. Системно-деятельностный подход к изучению ценностного самоопределения личности обучающихся в аксиосфере школьной географии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 3 (13). С. 110–115.
2. Жилина Т. Н. «Ритмы в природе: причины и географические следствия» как тема интеграции знаний в школьном курсе географии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 4 (169). С. 29–32.
3. Петрова Е. Ю., Ершова Т. В. Формирование методической компетентности у будущих учителей географии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2016. Вып. 2 (12). С. 52–58.
4. Ершова Т. В. Особенности обучения метеорологии и гидрологии в педагогическом университете // Сб. науч. ст. науч. конф. «Природа и экономика Кемеровской области и сопредельных территорий». Новокузнецк: Центр издательской деятельности, 2015. С. 317–323.
5. Ершова Т. В. Особенности преподавания метеорологии и гидрологии у студентов-географов // Материалы Междунар. науч. конф. «Климатология и гляциология Сибири». Томск, 2015. С. 201–205.
6. Маргарян В. Г. Проблемы и вопросы метеорологического и климатологического образования в Республике Армения // Материалы Междунар. науч. конф. «Климатология и гляциология Сибири». Томск, 2015. С. 207–212.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) // Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
9. Ершова Т. В. Гидрология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. Томск: Изд-во ТГПУ, 2016. 136 с.
10. Ершова Т. В. Метеорология и климатология: учебно-метод. комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов. Томск: Изд-во ТГПУ. 2005. 76 с.
11. Учебная полевая практика по метеорологии, микроклиматологии и гидрологии: учебно-метод. пособие для студентов географических специальностей педагогических университетов / сост. Т. В. Ершова. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2006. 36 с.
12. Муравьев А. Г. Руководство по анализу воды. Питьевая и природная вода, почвенные вытяжки. Санкт-Петербург: Крисмас+, 2012. 264 с.
13. Система дистанционного обучения ТГПУ. Открытая образовательная среда. URL: http://opensystem.tspu.ru/ (дата обращения: 01.12.2016).
14. Решение VII Всероссийского метеорологического съезда [Электронный ресурс] // VII Всероссийский метеорологический съезд. URL: http://vms7.ru/images/decision.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
15. Решение VII Всероссийского гидрологического съезда // Росгидромет. URL: http://www.meteorf.ru/press/news/6572/ (дата обращения: 01.12.2016).
16. Climate Change 2013: The Physical Science Basis. URL: http://www.climatechange2013.org/ (дата обращения: 01.12.2016).
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 77 — 83
Скачиваний: 891