МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-160-163
Рассматривается сущность проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов педагогического вуза. Наиболее существенным фактором становления педагогической деятельности выступают образовательные события. Влияние обсуждается как процесс, а механизмы влияния как устройство влияния, его структурные характеристики и условия его реализации. Выделены механизмы влияния образовательных событий: пространственно-временной, содержательный и процессуальный. Представлены характеристики механизмов влияния. Пространственно-временной механизм влияния описывает «живой» пространственно-временной континуум, в котором протекает образовательное событие. Содержательный механизм влияния образовательных событий заключается в изменении представлений студентов педагогического вуза о предметности педагогической деятельности, порождении ценностно-смысловых отношений, открытии личностных смыслов педагогической деятельности. Процессуальный механизм предполагает способы реализации влияния образовательных событий. В качестве способов представлено образовательное проектирование и личное действие студента в совместной деятельности. Выделено основное условие механизмов влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности – вовлеченность студентов педагогического вуза в образовательные события. Качественные изменения в подготовке студентов обсуждаются как основные результаты механизмов влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности: открытие личностных смыслов педагогической деятельности и опыт личного действия студента в совместной деятельности.
Ключевые слова: педагогическая деятельность, становление педагогической деятельности, образовательное событие, влияние, механизмы влияния
Библиография:
1. Генисаретский О. И. Развитие событий в личностно-родовом и мыследеятельностном отношении. URL: prometa.metod.ru (дата обращения: 29.01.2017).
2. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 374 с.
3. Григорьев Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие. URL: http://www.lexed.ru/pravo/journ/0107/grig.doc (дата обращения: 29.01.2017).
4. Событийность в образовательной и педагогической деятельности // Науч.-метод. серия «Новые ценности образования». Вып. 1 (43) / под ред. Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. М., 2010. 157 с.
5. Сулима И. И. Бытийный статус образования: Герменевтическая концепция: дис. ... д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2004. 355 с.
6. Киященко Л. П., Тищенко П. Д. и др. Событие и смысл (синергетический опыт языка) / под ред. П. Д. Тищенко. М.: ИФ РАН, 1999. 279 с.
7. Полонников А. А. Дискурс-анализ событий образования. Критическое исследование. Минск: БГУ, 2013. 401 с.
8. Прозументова Г. Н. Смыслопорождение как образовательная инновация // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 2: Типологизация образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТГУ, 2009. С. 131–167.
9. Бойко Е. И. Механизмы умственной деятельности: избранные психологические труды / под ред. А. В. Брушлинского, Т. Н. Ушаковой. М., 2002. 688 с.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс,1997. 480 с.
11. Шехтер М. С. Зрительное опознание: закономерности и механизмы. М.: Педагогика, 1981. 264 с.
12. Волкова Н. В. Образовательная событийность: признаки и характеристики // Вестник Якутского гос. ун-та. 2010. Т. 7, № 1. С. 78–82.
13. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник: Письма к Е. И. Бронштейн-Шур // А. А. Ухтомский. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996. С. 248–309.
Выпуск: 5, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ДЕТСТВА
Страницы: 160 — 163
Скачиваний: 894