ИНТЕРАКТИВНЫЕ СЛОВАРИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-7-110-116
В процессе обучения русскому языку немалая роль отводится формированию, улучшению и увеличению активного словарного запаса школьника. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом выпускник школы должен владеть богатым словарным запасом, а коммуникативные компетенции должны отражать высокий уровень владения лексикой. В статье речь идет о принципе интерактивности, влияющем на развитие современной лексикографии. Анализируется определенный тип словарей – интерактивные, позволяющие пользователям активно взаимодействовать как с самими словарными статьями, редактируя их, так и между собой, дискутируя по поводу отбора лексем в том или ином словаре. Сегодня интерактивный словарь является способом коммуникации и самовыражения, постоянно растущим ресурсом, мгновенно реагирующим на малейшие изменения окружающего мира. Раскрываются характеристики основных, наиболее востребованных в школьной практике интерактивных словарей. Акцент сделан на специфику использования интерактивных словарей разных видов в процессе обучения школьников разных категорий: одаренных детей, детей с ограниченными возможностям здоровья, а также тех, для которых русский язык является неродным. Новизна статьи заключается в том, что интерактивные словари и веб-ресурсы описаны с точки зрения собственного педагогического опыта.
Ключевые слова: лексикография, методика преподавания русского языка, Федеральный государственный образовательный стандарт, веб-ресурсы, интерактивный словарь, разные категории обучающихся общеобразовательной школы
Библиография:
1. Шляхова А. В. Электронный словарь и его специфика // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2008. № 1. С. 181–185.
2. Базанова Е. М. Использование интернет-технологий для создания динамичного онлайн-словаря терминов (магистратура, неязыковой вуз) // Вестник Московского гос. лингвист. ун-та. 2012. Вып. 3 (636). С. 19–26.
3. Заваруева И. И. Электронный словарь и его место в лексикографическом дискурсе // Науковий вісник Херсонського державного університету. Серія «Лінгвістика». 2006. Вип. 4. С. 332–335.
4. Интерактивные сервисы на тематических порталах. URL: http://site-piter.ru/information/interactive_services_thematic_portals/ (дата обращения: 20.10.2016).
5. Телевидение и радиовещание. URL: http://broadcasting.ru/articles2/reviews/interaktivnie-servisi-kak-katalizator-cifrovogo-veshaniya/ (дата обращения: 20.10.2016).
6. Словари.ру. URL: http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050 (дата обращения: 05.02.2017).
7. Словари 21 века. URL: http://www.slovari21.ru/ (дата обращения: 05.02.2017).
8. Апресян Ю. Д. Проспект активного словаря русского языка: в 4 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки русской культуры, 2010. Т. 1. 770 с.
9. Малый академический словарь. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp (дата обращения: 25.03.2017).
10. Грамота.ру. URL: http://gramota.ru/slovari/ (дата обращения: 05.02.2017).
11. Михалёва Е. В. Методологические основы обучения русскому языку детей мигрантов // Методики обучения русскому языку детей-инофонов: сб. метод. материалов / сост. О. А. Хасанов. Красноярск: КК ИПК РО, 2013. 125 с.
12. Чигинцева В. В. Использование традиционных словарей в обучении русскому языку школьников-мигрантов // Теория. Практика. Инновации. URL: http://www.tpinauka.ru/2016/12/Chigintseva.pdf. (дата обращения: 27.03.2017).
13. Чигинцева В. В. Особенности формирования лингвистической компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 3 (168). С. 96–101.
14. Чигинцева В. В. Квест-игра как современная технология интерактивного обучения русскому языку в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного подхода // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 2 (179). С. 72–76.
15. Серова Т. С., Кондрашина Т. В. Развитие лексико-фразеологических навыков и речевых умений образного монологического высказывания устного переводчика // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2013. № 7 (49). С. 146–159.
16. Новый интерактивный русско-болгарский словарь СЭД. URL: http://www.sedword.com/ (дата обращения: 17.02.2017).
17. Альмуканова А. С. Роль интернет-ресурсов в обучении русскому языку и литературе в рамках современного казахстанского образования. URL: http://www.zkoipk.kz/ru/2016smart1/2620-conf.html (дата обращения: 11.01.2017).
18. Чигинцева В. В. Реализация интерактивных форм обучения в практике школьного преподавания русского языка // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 69–77.
Выпуск: 7, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 110 — 116
Скачиваний: 1196