ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-161-166
Рассматривается проблема взаимосвязи детско-родительских отношений и личностной зрелости приемных родителей. Представлена зависимость успешного развития ребенка в приемной семье от уровня личностной зрелости приемных родителей и типа детско-родительских отношений. Представлены результаты диагностики детско-родительских отношений и личностной зрелости приемных родителей. Выявлено, что эмпатийность, рефлексивность и креативность личностной зрелости родителей определяют линию и тип их отношений с детьми. Установлено, что недостатки развития рефлексивности родителей затрудняют развитие потребности в самоактуализации, эмоциональной отзывчивости на переживания детей, проявления кративности. Вместе с тем способность личностно зрелых приемных родителей к анализу сильных и слабых сторон личностного развития обеспечивает их потребность в самоактуализации, выбор эффективных способов взаимодействия с детьми, гуманного отношения. Полагается, что уровень развития личностной зрелости родителей обеспечивает гармоничные межличностные отношения в приемной семье, создание благоприятного психологического климата. Авторы приходят к заключению о том, что развитие личностной зрелости приемных родителей выступает одним из факторов улучшения детско-родительских отношений в приемной семье, что позволит избежать вторичного сиротства.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, типы детско-родительских отношений, личностная зрелость, вторичное сиротство, приемные родители
Библиография:
1. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. наук. 1986. 206 c.
2. Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребенка. СПб.: Образование, 1994. 93 с.
3. Спиваковская А. С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. 160 с.
4. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Э. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
5. Насонова Е. Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. 1990. 16 с.
6. Попова М. Взаимодействие родителей и детей на физкультурных занятиях как средство коррекции их отношений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 1999. 219 c.
7. Орлова И. В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб.: Питер, 2006. 128 с.
8. Смык Ю. В. Определение понятия «жестокое обращение с детьми в семье»: ценностный контекст // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 38–42.
9. Нуретдинова Л. Г. Гуманизация воспитательного пространства детского дома: дис. … канд. пед. наук. 2001. 200 с.
10. Ситаров В. А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия в образовательном процессе. М.: Академия, 2000. 216 с.
Выпуск: 9, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 161 — 166
Скачиваний: 939