ВОПРОС О РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-183-189
Рассмотрены взгляды представителей педагогической психологии в России конца XIX – начала ХХ в. по вопросу о природе и развитии эстетических чувств у детей. Анализируются исследования ученых, стремящихся к реформированию современной им школы, постановке в центр школы ученика, его запросов и потребностей, всестороннему экспериментальному изучению детской природы, формулированию целей воспитания на основе научных данных. Описываются выводы экспериментальных наблюдений психологов над законами развития эстетического чувства у детей, опыты по эстетике цветовых и музыкальных восприятий, мысли о необходимости предоставления ребенку свободы в развитии эстетического чувства, о важном значении эстетических чувств для нравственного воспитания детей. В исследовании затрагиваются подходы психологов к решению проблемы влияния искусства и, в частности, музыки на организм ребенка, ее воздействия на настроение и эмоциональную сферу, признания музыки важнейшим средством эстетического воспитания, необходимым элементом воспитания в школе.
Ключевые слова: педагогическая психология, эстетические чувства, эстетическое воспитание, развитие эстетических чувств, гармоничное развитие, индивидуальность ребенка, искусство, музыка, пение
Библиография:
1. Лордкипанидзе Д. О., Днепров Э. Д. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. Т. 2 / под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.), Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф. Шабаевой. М.: Педагогика, 1974. С. 365–413.
2. Труды Второго Съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. 1–5 июня. Отчет, составленный секретарем съезда М. И. Коноровым при содействии секретарей съезда А. И. Неклюдовой и Н. Е. Румянцева. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1910. 401 с.
3. Проф. А. П. Нечаев. Очерк психологии для воспитателей и учителей. С рисунками в тексте и с приложением указателя избр. психолог. cочинений. 5-е изд. СПб.: Тип. П. П. Сойкина. 348 с.
4. Румянцев Н. Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей. М.: Изд-во ж. «Народный учитель». Тип. «Общественная польза», 1913. 256 с.
5. Румянцев Н. Е. Экспериментальные данные по вопросу о развитии эстетического чувства у детей // Труды Первого Всероссийского съезда учителей городских по Положению 1872 года училищ 7–14 июня 1909 года / под ред. В. Л. Самсонова и Г. Г. Тумима: в 2 т. Т. 1. СПб.: Тип. Монтвида, 1910. С. 350–363.
6. Извлечение из протоколов Учебного отдела Общества распространения технических знаний. Заседание 20 февраля 1898 года // Вестник воспитания. 1898. № 4. С. 134–140.
7. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая – 4 июня). Отчет, составленный секретарем съезда М. И. Короковым. СПб., 1906. 280 с.
8. Профессор И. А. Сикорский. Психологические основы воспитания и обучения. 3-е изд., доп. Киев: Лито-тип. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1909. 112 с.
9. Виноградов Н. Д. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. Лекции по записям слушательниц. Пособие для экзамена. Ч. I. М.: Тип. В. И. Воронова, 1916. 367 с.
10. Григорьевский М. С. Лекции по педагогической психологии, читанные народным учителям, с 16 рисунками в тексте. Н. Новгород: Издание Нижегородского губернского земства, 1914. 264 с.
11. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М.: К. И. Тихомиров, 1913. 594 с.
12. Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей. М.: Практические знания, 1915. 130 с.
13. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 1997. 512 с.
14. Бехтерев В. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства // Вестник воспитания. 1915. № 6. С. 47–57.
Выпуск: 9, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 183 — 189
Скачиваний: 840