ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПОСТУПИВШИХ В СЕМЬЮ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-162-168
Выдвигается предположение о взаимосвязи коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей в замещающих (приемных) семьях. Сопоставительный анализ показателей коммуникативной компетентности приемных родителей и социализации детей дошкольного возраста позволил определить их прямую зависимость. Выявленный у приемных родителей высокий уровень проявления общения в различных сферах (быт, познание, социальный мир, внутренний мир ребенка) соответствует высокому уровню социализации детей дошкольного возраста, поступивших в семью. Результаты диагностики приемных родителей, демонстрирующие ограничение общения по темам социальной направленности либо его отсутствие по каким-либо шкалам, соответствуют результатам, характеризующим низкий уровень сформированности структурных компонентов социализации у детей. Приемные родители, у которых ограничено содержание общения по темам социальной направленности, не смогут сформировать у детей полные, конкретные знания, умения и навыки социальной направленности. Проведенное диагностическое исследование подтверждает факт решающего значения для социализации детей в приемной семье коммуникативной компетентности родителей.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социализация детей-сирот, приемные родители, приемные дети, замещающая семья
Библиография:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
2. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. С. 14–15.
3. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батищева, А. Л. Венгер, Н. Е. Веракса, Э. С. Комарова, Т. Г. Максимова, В. А. Недоспасова; под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 1985. 262 с.
4. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 2000. 148 с.
5. Бушина В. Н. Формирование коммуникативной компетентности родителей в условиях учреждения дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 148 с.
6. Жигинас Н. В. Стиль детско-родительских отношений как основное педагогическое условие формирования социально-адаптивной личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 164–167. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-164-167.
7. Андрющенко Т. Ю., Шашлова Г. М. Кризис развития ребенка семи лет. М.: Академия, 2003. 96 с.
8. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов психол. факультетов ун-тов. М.: Академия, 2003. 448 с.
9. Пяткина Г. Н. Педагогическое сопровождение социализации детей в приемной семье: дис. … канд. пед. наук. Томск, 2011. 181 с.
10. Кузьмина Е. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вузов: дис. … канд. пед. наук. Н. Новгород, 2006. 156 с.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 162 — 168
Скачиваний: 810