СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-9-14
Рассматривается актуальная проблема социализации детей со сложной структурой нарушения. Изменение законодательства и увеличение детей данной категории определяют необходимость разработки и апробации новых адаптированных методов и приемов работы с ними. Многие исследователи указывают на то, что дети со сложной структурой дефекта имеют грубые нарушения и требуют поиска альтернативных методов коррекции. Альтернативная коммуникация, как одно из адаптивных средств, определяет дальнейшее развитие ребенка со сложной структурой нарушения. Авторы предлагают в качестве альтернативной коммуникации использовать адаптированные средства русского жестового языка. Представлены преимущества и алгоритм использования данного направления альтернативной коммуникации для детей со сложной структурой нарушения. Показана система коррекционной работы по подбору и адаптации альтернативных средств коммуникации у детей со сложной структурой нарушения на основе комплексного обследования состояния средств коммуникации. Проанализирован алгоритм формирования альтернативных средств коммуникации, возможные специальные действия специалистов на подготовительном и основном этапе работы с детьми со сложной структурой нарушения.
Ключевые слова: альтернативная коммуникация, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, дополнительная и поддерживающая коммуникация, жесты, сложная структура нарушения, средства русского жестового языка
Библиография:
1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда на 2011–2020 годы». URL: http://base.garant.ru/71265834 (дата обращения: 05.06.2017).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 05.06.2017).
3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Когнитивные особенности невербальной коммуникации умственно отсталых детей. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2010. 97 с.
4. Васильева Е. С. Использование методики Блисс для формирования элементарной коммуникации у безречевых детей // Дефектология. 2006. № 5. С. 41–44.
5. Гайдукевич С. Е. Создание программы университетского базового учебного курса «Дополнительная и альтернативная коммуникация (ААС)» // Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: сб. науч. тр. 7-й Восточно- и Центрально-Европейской науч.- практ. конф. (Архангельск, 29 июня – 2 июля 2009 г, ГУВПО «Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова». Архангельск, 2009. С. 76–82.
6. Селютина А. В. Социальное развитие младших школьников средствами адаптивной педагогики (на примере физического воспитания) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 175–179.
7. Шипицына Л. М. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. СПб., 1997. 256 с.
8. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М.: Амрита-Русь, 2010. 288 с.
9. Аргунова Т. П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 2009. 179 с.
10. Шамсутдинова Д. В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями. Казань, 2002. 216 с.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 9 — 14
Скачиваний: 959