МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОТКРЫТОЕ СОВМЕСТНОЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ СОПРОВОЖДАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-15-21
Анализируется вопрос моделирования индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как инструмента сопровождения детей данной категории в образовательном процессе в условиях инклюзивного образования. Уточнены понятия «моделирование», «инклюзивная компетентность педагога» с целью более точного описания авторского материала по данному направлению. Описаны этапы моделирования ИОМ как средства наиболее эффективного усвоения ребенком осваиваемой им образовательной программы и системной организации инклюзивного пространства в образовательной организации. Моделирование ИОМ представлено в качестве открытого совместного рефлексивного действия всех участников сопровождения ребенка. Представлены результаты исследовательских мероприятий (фокус-группы и апробации) по процедуре составления ИОМ всеми субъектами образовательного процесса, включающего в себя коррекционные, развивающие, реабилитационные и иные мероприятия для ребенка с ОВЗ. Отмечены положительные эффекты данной работы, которые проявились в виде феноменов децентрации, актуализации коммуникативной, исследовательской, управленческой, рефлексивной компетентностей у участников совместной деятельности по составлению ИОМ, осознанного взаимодействия всех специалистов с более глубоким пониманием и ответственным отношением к работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, инклюзивный подход, моделирование ИОМ, открытое совместное рефлексивное действие, ребенок с ОВЗ, сопровождение детей с ОВЗ
Библиография:
1. Материалы заседания Совета Федерации: вопросы формирования современной системы безопасного отдыха и оздоровления детей. URL: http://минобрнауки.рф/m/новости/10117 (дата обращения: 03.06.2017).
2. Мёдова Н. А. Формирование у студентов педагогического факультета профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 5 (170). С. 70–73.
3. Де’Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. Калуга: Калужский институт социологии, 1993. 240 с.
4. Новиков Д. А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). М.: ИПУ РАН, Недели инклюзивного образования. URL: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?409 (дата обращения: 03.06.2017).
5. Дахин А. Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.
6. Сидоренков А. В. Социальная психология малых групп: учебное пособие. Ростов-н/Д: Феникс, 2012. 381 с.
7. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки. М.: Экзамен, 2005. 528 с.
8. Файзуллаева Е. Д., Мога Н. Д. Модель формирования готовности будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как субъектов супервизии // Инклюзия в образовании. 2016. № 2. С. 23–34.
9. Приказ № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: http://минобрнауки.рф/документы/8021 (дата обращения:20.05.2017).
10. Майер А. А., Файзуллаева Е. Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. М.: Сфера, 2015. 128 c.
11. Файзуллаева Е. Д. Развитие рефлексивности как условие гармонизации процессов становления смыслового сознания: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2010. 279 с.
12. Файзуллаева Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 9–16.
13. Файзуллаева Е. Д., Мога Н. Д. Супервизорство в профессиональной подготовке педагогов к работе с детьми с особенностями в развитии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 9 (174). С. 128–134.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 15 — 21
Скачиваний: 1158