ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-22-28
Обозначены причины возникновения задержки психического развития у младших школьников. Определяются основные противоречия, подтверждающие постановку проблемы формирования логических умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (на примере задержки психического развития) при обучении математике в начальной школе. Проанализированы трудности выстраивания простых умозаключений при выполнении математических заданий младшими школьниками. Приводится краткая характеристика сформированности логических умений у детей с задержкой психического развития, результаты диагностики их сформированности на констатирующем этапе работы, дается их качественный анализ. Выделяются и обосновываются психолого-педагогические условия, способствующие оптимальному формированию логических умений у младших школьников с задержкой психического развития. Приводятся результаты контрольной диагностики сформированности логических умений, позволяющие судить об эффективности выделенных условий и проведенной опытно-экспериментальной работе. Формулируются практические рекомендации по формированию логических умений младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: логические умения, младший школьник, ограниченные возможности здоровья, задержка психического развития, обучение математике, психолого-педагогические условия
Библиография:
1. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. № 1. C. 6–22.
2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Академия, 2002. 384 с.
3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 1999. 136 с.
4. Фетисова Н. В. Методика преподавания математики: формирование общелогических умений у младших школьников в процессе обучения математике: учеб.-метод. пособие. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. 140 с.
5. Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизованной методики для определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. № 1. С. 28–34.
6. Журова Л. Е., Кузнецова М. И., Евдокимова А. О. Педагогическая диагностика (с методическим пособием). 2-й класс. Русский язык, математика. М.: Вентана-Граф, 2017. 176 с.
7. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия» // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8–14.
8. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. 520 с.
9. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Математика. 3-й класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. 112 с.
10. Аргинская И. И. Методическое пособие к учебнику «Математика» 4-й класс. М.: Дом Федорова, 2006. 160 с.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 22 — 28
Скачиваний: 1193