СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-65-72
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления средовых факторов, стимулирующих формирование игровых компетенций детей дошкольного возраста. Цель статьи заключается в выявлении содержательного насыщения и потенциала домашней игровой среды и среды дошкольной образовательной организации в плане формирования игровых компетенций детей старшего дошкольного возраста. Представлена структурная организация игровых компетенций в старшем дошкольном возрасте, где наибольшую значимость имеет потребность в игре. Проанализирована специфика домашней игровой среды и среды дошкольной образовательной организации и их роль в формировании игровых компетенций у старших дошкольников. Материалы статьи могут быть использованы в практике дошкольных организаций, деятельности по подготовке и повышению профессиональной квалификации педагогов дошкольных организаций, практике семейного воспитания.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, игра, игровая среда, игровые компетенции, потребность в игре
Библиография:
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
2. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособие / О. В. Дыбина и др. Тольятти: ТГУ, 2009. 114 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.
4. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
5. Компетентностная модель дошкольного образования / Л. В. Трубайчук, Л. Н. Галкина, И. Е. Емельянова, Н. П. Мальтиникова, И. Н. Евтушенко, И. Г. Галянт, О. Н. Подивилова, М. Н. Терещенко, Л. К. Пикулева, Н. П. Мальтиникова. Челябинск: Образование, 2009. 229 с.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности человека. М.: Ин-т психологии РАН, 2013.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
8. Lasley E., Haas L., Nabors D. Learning Through Play: Early Childhood Theory, Development, Exploration, and Engagement. Kendall Hunt Publishing, 2016. 592 с.
9. Leong D., Bodrova E. Assessing and scaffolding make-believe play // Young Children. 2012. Р. 28–34.
10. Rakoczy H., Hamann K., Warneken F., Tomasello M. Bigger knows better: young children selectively learn rule games from adults rather than from peers // British Journal of Developmental Psychology. 2010. Vol. 28, № 4. P. 785–798.
11. Иванова Е. В., Виноградова И. А., Цаплина О. В. Диагностика игровых компетенций детей старшего дошкольного возраста // Методист. № 7. С. 56–63.
12. Виноградова И. А. Какая игрушка нужна ребенку: позиция родителя // Игровая культура современного детства: материалы I Междунар. науч.- практ. конф., 28–30 сентября 2016 г. (Москва, МГПУ) / под ред. Е. И. Ивановой: в 2 т. М.: НАИР, 2017. Т. 2. С. 53–58. 1 CD ROM.
13. Иванова Е. В. Домашняя игровая среда: какая она? // Детский сад от А до Я. 2011. № 4 (52). С. 126–130.
14. Цаплина О. В. Создание развивающей среды для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания // Детский сад от А до Я. 2011. № 4 (52). С. 131–141.
15. Смирнова Е. О. Современные игрушки: риски и опасности (по материалам семинара в центре игру и игрушки МГППУ) // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 12. С. 86–89.
16. Нельсон А. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 93–101.
17. Савенков А. И., Акимова Ю. А., Вачкова С. Н., Ключко О. И., Цаплина О. В. Психолого-педагогическая экспертиза как условие когнитивно-личностного развития ребенка // Вестник Московского городского пед. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 1 (31). С. 8–17.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Страницы: 65 — 72
Скачиваний: 967