ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-187-192
Проблема этнопедагогизации воспитательного процесса рассматривается применительно к детям дошкольного возраста, посещающим занятия в учреждении дополнительного образования детей. Автор опирается на концептуальные положения работ Г. Н. Волкова об этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса, этнопедагогическом подходе и средствах воспитания. Актуализируется проблема взаимодействия с семьей в системе дополнительного образования детей. Достижению поставленных целей обеспечения преемственности в воспитании дошкольников в семье и учреждении дополнительного образования детей призван способствовать этнопедагогический подход, реализованный в ходе проведенного исследования. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса рассмотрена как усиление его этнопедагогической составляющей. Разработана этнопедагогическая модель воспитания детей во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей с семьей, представлены некоторые результаты экспериментальной работы по ее реализации на примере Республики Калмыкия. Апробация разработанной этнопедагогической модели воспитания детей во взаимодействии учреждения дополнительного образования детей с семьей проводилась на базе Элистинского дворца детского творчества Республики Калмыкия, опыт которого анализируется в исследовании. Показана роль игр и праздников в системе этнокультурного воспитания, формы вовлечения родителей в совместную с педагогами и детьми активную деятельность по подготовке, проведению коллективного дела. Проведенные опросы родителей детей, посещающих студию раннего развития и предшкольной подготовки Элистинского дворца детского творчества, раскрывают видение родителями национальной самобытности воспитания и результаты взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования в ходе реализации этнопедагогической модели. Апробированная модель обеспечивает реализацию этнокультурных ценностей в процессе воспитания дошкольников.
Ключевые слова: этнопедагогика, модель, этнокультурные традиции, воспитание, дополнительное образование, преемственность
Библиография:
1. Волков Г. Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнопедагогические сочинения. Элиста: Джангар, 2003. 440 с.
2. Голованов В. П. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник. 2008. № 2 (125). С. 12–15.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1999. 168 с.
4. Борытко Н. М. Моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Известия Волгоградского гос. пед. университета. Серия «Педагогические науки». 2006. № 1 (44). С. 11–15.
5. Вагнер И. В., Волосовец Т. В. Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» // Сибирский пед. журн. 2017. № 1. С. 7–11.
6. Вагнер И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Ч. 1: Проектирование пространств самореализации школьников в рамках программы воспитания и социализации // Вопросы науки. 2014. № 1 (6). С. 7–14.
7. Вагнер И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Ч. 2: Реализация программы воспитания и социализации школьников в форме длительной игры // Вопросы науки. 2014. № 1 (6). С. 15–21.
8. Вагнер И. В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации. Ч. 3: Социальное проектирование: проектная деятельность как форма реализации детских социальных инициатив // Вопросы науки. 2014. № 1 (6). С. 22–29.
9. Вагнер И. В. Социокультурный опыт личности в контексте проектирования содержания воспитания и реализации ФГОС // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2011. № 1. С. 19–28.
10. Вагнер И. В. Длительная игра как форма реализации программы воспитания: метод. пособие. М.: Русское слово, 2015. 141 с.
11. Вагнер И. В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициатив: метод. пособие по социальному проектированию. М.: Русское слово. 2015. 144 с.
12. Вагнер И. В. Экология детства и воспитание в контексте культуры глобального общества // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2015. № 1 (17). С. 31–35.
13. Вагнер И. В., Ткачева А. Н. Экология детства в информационном обществе: фактор педагогической культуры // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2015. № 1 (17). С. 27–30.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 187 — 192
Скачиваний: 995