ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕЛИКОПОЖЕНСКИХ НАСТАВНИКОВ И КРЕСТЬЯН НА НИЖНЕЙ ПЕЧОРЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-1-198-202
Анализируется проповедническая деятельность русских староверов (поморцев), проживающих в Усть-Цилемской волости Мезенского уезда Архангельской губернии в первой половине XIX в. Рассматриваются ранее неизвестные архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве Архангельской области, раскрывающие факты о проповеднической деятельности староверов. В рассматриваемый исторический период главным староверческим центром Нижнепечорского региона был Великопоженский скит, где трудились наставники, переписчики книг, рисовальщики настенных листов. Рассматривается деятельность его насельников как проповедников древлеправославия в сельских местностях, расположенных по р. Печоре. Проповедниками являлись не только наставники, начетчики, но и рядовые крестьяне, активно разъезжавшие по Печоре под видом ремесленников и своей проповедью и образом жизни способствовавшие обращению официально-православных людей в староверие. Основное внимание в работе уделено лжеуказу, преподносимому как «государев», распространяемому устьцилемскими крестьянами в поддержание староверов, а также с целью вовлечения населения в староверие. Лжеуказ крестьяне зачитывали в семьях, переписывали и распространяли через жителей селений. Несмотря на проводившуюся политику запрета староверия, количество людей, переходящих в староверие, неуклонно росло.
Ключевые слова: русские, староверы-поморцы, раскол, Усть-Цильма, лжеуказ, проповедничество
Библиография:
1. Водолазко В. Н. Старообрядчество в царствование Николая I (по материалам «Собрания постановлений по части раскола 1858 г.») // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 1998. С. 33–36.
2. Гагарин Ю. В. История религии и атеизма народа коми. Сыктывкар, 1978. 328 с.
3. Волкова Т. Ф. К вопросу о контактах старообрядцев Низовой Печоры и Чердынского края // Старообрядческий мир Волго-Камья. Пермь, 2001. С. 222–230.
4. Власова В. В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни. Сыктывкар, 2010. 272 с.
5. Из дневника Вологодского епархиального миссионера за 1903 г. // Вологодские епархиальные ведомости. 1904. № 14. С. 365–366. (Часть неофициальная).
6. Власова В. В. Старообрядческие группы коми: конфессиональные особенности социальной и обрядовой жизни. Сыктывкар, 2010. 272 с.
7. Власова В. В. Институт наставничества у коми старообрядцев. URL: http://samstar.ucoz.ru/
8. Государственный архив Архангельской области (ГААО). Ф. 1. Оп. 4. Т. 1. Д. 679.
9. ГААО. Ф. 1. Оп. 4. Д. 799.
10. ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т. 1. Д. 588.
11. ГААО.Ф. 538. Оп. 1. Д. 51.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИСТОРИЯ
Страницы: 198 — 202
Скачиваний: 907