К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ И СПЕЦИФИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ НАУЧНОЙ РЕЧИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-169-174
Рассматривается проблема обучения иностранных студентов русской научной речи как важнейшему средству учебно-профессионального общения в российском вузе. Указывается на специфику обучения иностранных студентов русской научной речи в педагогическом университете. Обращается внимание на проблему обучения русской научной речи иностранных обучающихся на этапе довузовской подготовки. Предлагается использование адаптивного потенциала методики обучения научному стилю речи, актуализируется понятие «научная терминология предметных областей “педагогика” и “предметная методика”». Подразумевается, что создание и использование учебного комплекса по обучению научной речи на занятиях с иностранными студентами в педагогическом вузе способствует повышению эффективности образовательного процесса. Статья представляет интерес для преподавателей русского языка как иностранного, работающих на подготовительных отделениях российских вузов, а также для преподавателей педагогических вузов, работающих с иностранными студентами.
Ключевые слова: научный стиль речи, русская научная речь, адаптивный потенциал, методика обучения научному стилю речи, учебный комплекс
Библиография:
1. Васильева рассказала о реализации приоритетных проектов в 2017 году // Педсовет. URL: https://pedsovet.org/beta/article/vasilevarasskazala-o-realizacii-prioritetnyh-proektov-v-2017-godu (дата обращения: 02.12.2017).
2. Лариохина Н. М. Особенности изучения синтаксиса научного стиля речи: В помощь преподавателям русского языка иностранцам. М.: Русский язык, 1964. 49 с.
3. Ефимов А. И. История русского литературного языка. М.: Учпедгиз, 1961. 322 с.
4. Гальперин П. Я. К проблеме дифференциаций или стилей речи // Проблемы современной филологии. М.: Наука, 1965. С. 73–78.
5. Кожина М. Н. О понятии стиля и месте языка художественной литературы среди функциональных стилей. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1966. 159 с.
6. Метс Н. А. Особенности синтаксиса научного стиля речи и проблемы обучения иностранных учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1979. 54 с.
7. Митрофанова О. Д. Язык научно-технической литературы. М.: Моск. ун-т, 1973. 146 с.
8. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М.: Русский язык, 1976. 128 с.
9. Мотина Е. И. Язык и специальность. М.: Русский язык, 1983. 150 с.
10. Проблемы учебной лексикографии / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина М.: Изд-во МГУ, 1977. 189 с.
11. Современная русская устная научная речь. Т. 1: Общие свойства и фонетические особенности / ред. О. А. Лаптева. Красноярск: Красноярский ун-т, 1985. 336 с.
12. Лаптева О. А., Скорикова Т. П., Краевская Н. М., Акишина Т. Е., Гейченко Е. И. Обучение устной научной речи: теория и практика: учеб.- метод. пособие. М.: Билингва, 2000. 80 с.
13. Сивцова Н. В. Средства выражения знания в научно-учебной речи // Интеграция образования. 2001. № 3. С. 94–96.
14. Рогозная Н. Н. Лингвистика: учебное пособие по языку специальности (Читаем тексты по специальности. Вып. 1). СПб.: Златоуст, 2010. 136 с.
15. Розова Н. А., Мудриченко О. М. Культурология: учеб. пособие по языку специальности (Читаем тексты по специальности. Вып. 5). 1-е изд. СПб.: Златоуст, 2012. 80 с.
16. Ардатова Е. В., Фокин В. И. Защищаем магистерскую диссертацию: пособие по русскому языку для иностранных студентов. 1-е изд. СПб.: Златоуст, 2012. 116 с.
17. Орлова Е. В. Научный текст: аннотирование, реферирование, рецензирование. 1-е изд. СПб.: Златоуст, 2013. 100 с.
18. Химик В. В. Практический синтаксис русского языка. 4-е изд. СПб.: Златоуст, 2014. 92 с.
19. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90–101.
20. Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. Гл. 3: Высшее образование: тенденции развития. URL: https://educ.wikireading.ru/12867 (дата обращения: 02.12.2017).
21. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. URL: http://gct.msu.ru/docs/A2_standart.pdf (дата обращения: 02.12.2017).
22. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. URL: http://gct.msu.ru/docs/B1_trebovaniyat.pdf (дата обращения: 02.12.2017).
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 169 — 174
Скачиваний: 900