Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 28.12.2025
Главная Выпуски журнала 2018 Год Выпуск №4 ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО САЙТОВ СПОРТИВНЫХ КОМАНД В КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ДИСКУРСИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО САЙТОВ СПОРТИВНЫХ КОМАНД В КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ

Бутакова Л.О., Учакина В.М.

DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-17-25

Информация об авторе:

Бутакова Лариса Олеговна, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (пр. Мира, 55а, Омск, Россия, 644077). E-mail: larisabut@rambler.ru Учакина Валентина Михайловна, аспирант, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (пр. Мира, 55а, Омск, Россия, 644077). E-mail: gravity-07@mail.ru

На материале содержания сайтов трех спортивных школ для детей и юношества описано дискурсивное интернет-пространство, выявлены их коммуникативные, структурные, когнитивные особенности. В ходе исследования обращалось внимание на ведущие стратегии и тактики передачи информации, средства воздействия на адресата, ориентацию на разные возрастные группы. Установлено следующее: сайты являются политекстовыми пространствами поликодового типа, их контенты представляют школы как этапы в обучении, спортивном совершенствовании ребенка, постепенном перемещении в спортивные команды; коммуникативная организация сайтов комплексна, совмещает стратегии информирования, самопрезентации, поддержания контактов с родителями, детьми, тренерами, работниками команд, воздействия через убеждение, создания мотивации к занятиям спортом и обучению в конкретной школе, эмоцию; когнитивные составы сайтов не совпадают; уровень институциональности разный.

Ключевые слова: дискурс, дискурс-анализ, сайт, контент сайта, поликодовый текст, полимодальный текст, концепт, коммуникативные стратегии

Библиография:

1. Бутакова Л. О. Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и американских мультсериалов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2016. № 4. С. 21–32. URL: http://vcl.ralk.info/ (дата обращения: 20.11.2017).

2. Бутакова Л. О., Козловская Е. А. Воздействующий потенциал и особенности восприятия рекламы детских товаров как части дискурсивного пространства для детей и взрослых // Наука о человеке. 2017. № 1 (27). С. 71–81. URL: http://journal.omga.su/files/nauka_o_cheloveke_27.pdf (дата обращения: 21.12.2017).

3. Гуц Е. Н., Леонтьева О. А. Восприятие школьниками текстов популярных песен // Теория и практика языковой коммуникации: материалы IX Междунар. науч.-метод. конф. / под ред. Т. М. Рогожниковой. Уфа: РИК УГАТАУ, 2017. С. 63–69.

4. Орлова Н. В. Дети о компьютерных коммуникациях: дискурс-анализ сочинений // Наука о человеке. 2016. № 1. С. 53–59. URL: http://journal.omga.su/ (дата обращения: 20.11.2017).

5. Бутакова Л. О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Региональное экспериментальное исследование. Омск: Вариант-Омск, 2010. 160 с.

6. Орлова Н. В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. Омск: Вариант-Омск, 2010. 97 с.

7. Бутакова Л. О. Ценностные составляющие сознания как регулятор восприятия текста (на материале рецепции мультипликационных фильмов) // Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам: материалы 18-го Междунар. симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. Ч. 1: Теория речевой деятельности: практика и эксперимент. 24–26 мая 2016 г. М.: Канцлер, 2016. С. 128–130.

8. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Грамматика говорящего 4.0: дискурсивное пространство детства одного региона // Сб. тезисов Междунар. науч. симпозиума «Русская грамматика 4.0» (Москва, 13–15 апреля 2016 года). М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 482–487.

9. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция в формате неестественной письменной речи (на материале сочинений школьников) // Вестник КемГУ. 2016. № 3. С. 101–110. URL: http://vestnik.kemsu.ru/jour (дата обращения 22.12.2017).

10. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н. Возрастные особенности ассоциативной семантики // Значение как феномен актуального языкового сознания носителя языка: тезисы 2-й Всерос. науч. конф. 28–29 октября 2016 г. Воронеж: Истоки, 2016. С. 17–19.

11. Бутакова Л. О. Компьютер, интернет как часть современного языкового сознания русских // Жизнь языка в культуре и социуме – 6: материалы Междунар. науч. конф. 26–27 мая 2017 г. М.: Канцлер, 2017. С. 270–272.

12. Орлова Н. В. Энциклопедическая статья: три дискурса одного жанра // Жанры речи. 2015. № 2 (12). С. 63–71.

13. Болотнов А. В. Идиостиль информационно-медийной языковой личности: коммуникативно-когнитивные аспекты исследования: дис. … д-ра филол. наук. Томск, 2016. 405 с.

14. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136–137.

15. Степанов Ю. С. Альтернативный мир. Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века: сб. ст. М.: РГГУ, 1995. С. 34–73.

16. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод: пер. с англ. 2-е изд., испр. Харьков: Гуманитарный центр, 2008. 352 с.

17. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003. 280 с.

18. Болотнова Н. С. Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учеб. пособие. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 156 с.

19. Селютин А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 138–141.

20. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Web-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82 (дата обращения: 20.12.2017).

21. Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006. 321 с.

butakova_l._o._17_25_4_193_2018.pdf ( 445.24 kB ) butakova_l._o._17_25_4_193_2018.zip ( 436.11 kB )

Выпуск: 4, 2018

Серия выпуска: Выпуск № 4

Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ

Страницы: 17 — 25

Скачиваний: 1510

Для цитирования:


2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ