КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-91-96
Приводятся промежуточные результаты исследования, целью которого является повышение эффективности преподавания дисциплин с использованием новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в гуманитарных высших учебных заведениях. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совершенствования преподавания методики дисциплины «Информатика» с учетом требований, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, преобладающим значением достигнутого выпускниками в ходе обучения в вузе уровня сформированности информационной культуры, осознанности использования средств информационных технологий для решения профессиональных задач, учета связей между предметными областями «Культурология» и «Информатика». Выделены некоторые культурологические особенности преподавания дисциплины «Информатика» и обоснована необходимость учета практического, синтаксического и семантического аспектов информации в процессе формирования информационной культуры студентов на занятиях по дисциплине «Информатика». С использованием сервиса https://www.visualworld.ru/ выделены ключевые термины, характеризующие структуру предметных областей «Культурология» и «Информатика». По итогам обобщения научных работ и учебно-методических материалов (учебных пособий, практикумов, рабочих программ дисциплин), подготовленных преподавателями кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов были разработаны учебно-методические материалы для электронного курса по дисциплине «Информатика», размещенного в системе поддержки самостоятельной работы студентов (http://edu.gup.ru). Доступ к материалам курса студенты и преподаватели университета получают после регистрации в системе и записи на курс. Представлены описания некоторых разработанных заданий и вопросы теста, применявшегося для проведения итогового контроля знаний студентов (зачета по дисциплине). Далее в работе осуществляется обоснование необходимости учета прагматического, семантического и синтаксического аспектов информации в процессе формирования информационной культуры студентов. Формирование информационной культуры студентов с учетом прагматического аспекта информации осуществляется в ходе выполнения заданий, направленных на освоение операций в программах, предназначенных для профессиональной работы с текстовыми и табличными документами, презентациями и разработки баз данных. Формирование информационной культуры студентов с учетом семантического аспекта информации осуществляется в ходе выполнения заданий, направленных, в частности, на разработку схемы данных. Формирование информационной культуры студентов с учетом синтаксического аспекта информации осуществляется в ходе исследования способов описания элементов в иерархической, сетевой и реляционной моделей данных. Для формирования у студентов представлений о связях предметных областей «Культурология» и «Информатика» целесообразно предложить задания для самостоятельного выполнения, направленные на исследование экспозиций музеев соответствующей направленности. В заключение приводятся некоторые данные, полученные по результатам обработки выполненных студентами 1-го курса, обучавшихся по направлению подготовки «Экономика», в осеннем семестре 2017/18 учебного года заданий для самостоятельной работы.
Ключевые слова: культурология, информация, междисциплинарные связи, преподавание дисциплины «Информатика»
Библиография:
1. Глобальный мир: системные сдвиги, вызовы и контуры будущего: XVII Международные Лихачевские научные чтения, 18–20 мая 2017 г. СПб.: СПбГУП, 2017. URL: http://www.gup.ru/events/news/smi/lih17.pdf (дата обращения: 05.12.2017).
2. Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: X Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, 25 апреля 2017 года. СПб.: СПбГУП, 2017. 152 с. URL: http://www.gup.ru/events/news/smi/dist17.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика». URL: http://fgosvo.ru/news/1/1495 (дата обращения: 09.03.2017).
4. Костина А. В. Культурология: учебник. М.: КноРус, 2016. 335 с. URL: https://www.book.ru/book/919376 (дата обращения: 20.11.2017).
5. Макарова Н. В., Волков В. Б. Информатика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2015. 576 с.
6. Мокрый В. Ю. Методика преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарного вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 8 (173). С. 101–105.
7. Мокрый В. Ю. О преподавании дисциплины «Информатика» студентам гуманитарного вуза с помощью системы дистанционного обучения Moodle // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 9 (186). С. 102–108. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-9-102-108.
8. Советов Б. Я., Цехановский В. В. Информационные технологии: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012. 263 с.
9. Авторский сайт по преподаваемым дисциплинам. URL: https://sites.google.com/site/exampl897/ (дата обращения: 12.12.2017).
10. Путькина Л. В., Пискунова Т. Г., Антипова Т. Б. Информатика и математика для гуманитарных вузов: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2014. 240 с.
11. Кириллов В. А., Спицын А. В. Средства активизации коллективного взаимодействия в учебном процессе // Материалы XXII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (ИТО-Троицк-2011). URL: http://tmo.ito.edu.ru/2011/section/150/3410/index.html (дата обращения: 12.12.2017).
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 91 — 96
Скачиваний: 775