ИЗ ОПЫТА РЕАЛЬНОГО ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (1958–1989 ГОДЫ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-121-125
Рассматривается становление реального дипломного проектирования как прогрессивной формы научно-исследовательской работы студентов Дальневосточного государственного университета путей сообщения (бывший Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта) периода конца 50–80-х гг. XX в. Реальное проектирование было введено в учебный процесс вуза в 1958 г. на кафедре «Эксплуатация железных дорог». Представлен перечень значимых студенческих дипломных проектов 1958–1960 гг. для Дальневосточной железной дороги и города Хабаровска. Кроме того, предлагается анализ этапов дипломного проектирования, начиная от сбора информации на различных студенческих практиках и заканчивая представлением проекта экзаменационной комиссии, в состав которой входили представители предприятий Дальнего Востока. Доказывается, что реальный дипломный проект являлся наиболее трудоемкой формой научно-исследовательской работы студентов, так как он выполнялся на основе реальных и достоверных исходных данных; решал актуальную для объекта проектирования задачу, позволял студентам активно включаться в работу организаций, в дальнейшем быстрее адаптироваться на производстве и иметь лучшие перспективы карьерного роста. Также анализируются характерные особенности проектирования, основанные на реальных заданиях производства: метод сквозного проектирования (подбор реальных и значимых для производства задач проводился не на последнем семестре, а на третьем курсе, что позволяло студенту к началу дипломного проектирования проработать исходный материал в формате курсовых работ), метод группового проектирования (проект поручался не одному студенту, а группе из нескольких человек при заданиях, требующих сложных вычислений), применение первых на Дальнем Востоке вычислительных машин для точных проектных расчетов.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, реальное дипломное проектирование, Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Библиография:
1. Положение о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений (утверждено приказом Министерства высшего образования СССР № 995 от 3 декабря 1953 г.) // Высшая школа: сб. основных постановлений, приказов и инструкций. М.: Высш. шк., 1965. С. 214–217.
2. Николаева Л. С. 28 реальных проектов // Тихоокеанская звезда. 1959. 7 января. С. 4.
3. КрайТАСС. По проекту студентов // Тихоокеанская звезда. 1959. 15 августа. С. 3.
4. Гуревич Я. И. В дипломном зале института // Тихоокеанская звезда. 1959. 16 мая. С. 3.
5. Тиличенко А. Г. Проектирование трамвайной линии в г. Хабаровске // Дзержинец. 1960. 6 апреля. C. 3.
6. Материалы о работе студенческого научного общества 1961–1962 // ГАХК. Ф. Р-1732. Оп. 1. Ед. хр. 764.
7. Материалы научно-исследовательской работы студентов за 1961 г. // ГАХК. Ф. Р-1732. Оп. 1. Ед. хр. 763.
8. Время – события – люди. ХабИИЖТ – ДВГУПС (1937–2012) / под ред. С. В. Бобышева, М. А. Ковальчука. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. 263 с.
9. Цыганкова А. С. Теория и практика НИРС в отечественной дидактике высшей школы (70–80-е гг. XX в.) // Ректор вуза. 2008. № 5. С. 34–37.
10. Годовой отчет СНО за 1989 год // ГАХК. Ф. Р-1732. Оп. 1. Ед. хр. 2848.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 121 — 125
Скачиваний: 915