РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-126-130
В профессиональной подготовке музыканта-исполнителя исследуется широкий круг проблем. Вопрос о развитии теоретического мышления исполнителя всегда находился в центре научных интересов, поскольку от его решения зависит эффективность последующей музыкально-исполнительской и педагогической деятельности выпускника. Рассматривается специфика теоретического мышления музыканта-исполнителя. С одной стороны, оно тес но связано c содержанием и логикой, заложенными в музыке ее автором. С другой – оно расшифровывает авторский замысел, для того чтобы интонировать его в звуках для слушателей. Следовательно, теоретическое мышление исполнителя с философских позиций раскрывается в диалектике художественного времени и интонирования. Раскрывается содержание понятий-процессов: художественное время, интонирование. В результате разрешения исполнителем противоречия, возникающего в ходе противопоставления данных процессов, рож дается новая интерпретация произведения. Рассматривается алгоритм формирования теоретического мышления исполнителя. Описывается практический опыт разбора произведения Клода Дебюсси «Снег танцует» в классе фортепиано.
Ключевые слова: мышление, теоретическое мышление, логика, противоречие, художественное время, интонирование, теоретический анализ, разбор произведения
Библиография:
1. Краткий словарь по философии / под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд., дораб. и доп. М.: Политиздат, 1979. 413 с.
2. Востриков А. А., Дудина Е. Н. Концепция подготовки педагогов-исследователей на основе компетентностного подхода // Вест. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 59–62.
3. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1969. 598 с.
4. Давыдкина В. В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства: дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 159 с.
5. Ильенков Э. В. Философия и культура // Мыслители ХХ века. М.: Изд. полит. литературы, 1991. 459 с.
6. Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1978. Т. 9. С. 772–780. URL: http://www.studmed.ru/view/rodnyanskaya-ib-hudozhestvennoe-vremya-i-hudozhestvennoeprostranstvo-statya-iz-9-toma-kratkoy-literaturnoy-enciklopedii_f4bcc837d22.html (дата обращения: 06.11.2017).
7. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 5. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 385 с.
8. Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза // Вопросы истории, теории, методики. М.: Музыка, 1984. 89 с.
9. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. 240 с.
10. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. 246 с.
11. Кремлев Ю. А. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1965. 792 с.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 126 — 130
Скачиваний: 723