ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИХ ОЛИМПИАД ПО ИСТОРИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-3-131-138
Представлен анализ организации и содержания олимпиад по истории в рамках Сибирских туров XIII и XIV Всероссийских студенческих олимпиад по истории среди педагогических вузов, проведенных в 2016–2017 гг. на базе Томского государственного педагогического университета. Описаны формы проведения различных конкурсов (интеллектуальная игра, брейнсторминг, дискуссия, задание на комплексный анализ исторического источника, блок творческих методических заданий, создание концепции выставки, конкурс эссе), проанализированы критерии их оценивания, выявлены характерные особенности каждого конкурсного задания. Впервые на олимпиаде 2016 г. апробирована такая новая форма, как проведение учебного занятия (открытого урока) с участием школьников 7–8-х классов. Введение этой формы в олимпиадные конкурсы является закономерным и актуальным для развития олимпиадного движения в педагогических вузах России. Кроме того, представлен обобщенный анализ результатов выполнения отдельных конкурсных заданий, который может способствовать повышению эффективности организации последующих олимпиад по истории, совершенствовать технологию их проведения, а также совершенствовать процесс подготовки обучающихся к участию в подобных олимпиадах.
Ключевые слова: предметная олимпиада, история, структура содержания, критерии оценивания, открытый урок, педагогическая профессионализация, выявление талантливой молодежи
Библиография:
1. Попов А. И. Теоретические основы формирования кластера профессионально важных творческих компетенций в вузе посредством олимпиадного движения. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО «ТГТУ», 2011. 80 с.
2. Попов А. И., Левченко Е. А. Олимпиадное движение по математике как способ совершенствования самостоятельной работы студентов младших курсов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 132–135.
3. Миндеева С. В., Толстых О. Д. Олимпиадное движение как форма активизации учебно-познавательной деятельности студентов // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 4 (11). С. 174–181.
4. Репина Е. Г. Студенческое олимпиадное движение как инструмент поиска одаренной молодежи и педагогической работы с ней: принципы организации и опыт проведения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 297–301.
5. Вахитова Г. Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1. С. 36–39.
6. Холод Н. И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 115–117.
7. Трифонова Г. А., Салионов А. Е. Роль предметных олимпиад в учебном процессе высшей школы (на примере курса «История») // Вестн. Дальневосточного гос. техн. рыбохозяйств. ун-та. 2016. Вып. 7. С. 70–74.
8. Попов А. А. Самостоятельная работа студентов при подготовке к региональной олимпиаде по истории России // Вестн. Санкт-Петербургского гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 3 (28). С. 168–171.
9. Всероссийская дистанционная олимпиада «Грани переломной эпохи», посвященная 100-летию революции 1917 года в России (№ 78) // Центр развития социально-гуманитарного образования «Энциклопедист». URL: http://znaina5.ru/olympiad/history/studenty/ (дата обращения: 25.12.2017).
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 131 — 138
Скачиваний: 818