КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ПРАКТИКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-79-86
В соответствии с личностно ориентированным и компетентностно-деятельностным подходами предлагаются критерии и шкалы оценивания результатов и самого процесса проектной практики, которую проходят иностранные магистранты-филологи с целью получения первичных профессиональных навыков и подготовки к педагогической практике. Разрабатываемые и выполняемые студентами проекты, которые являются, как правило, индивидуальными, способствуют развитию межкультурной коммуникации. В связи с этим для преподавателя становится особенно важным понимание технологии проектирования и учет ряда факторов (социокультурный, языковой и др.), знание которых позволяет не только оказать помощь практиканту, но и адекватно оценить результаты его деятельности. В основе проектной практики лежит метод проектов, согласно которому на каждом этапе работы над поставленной проблемой формируются определенные умения (рефлексивные, поисковые, презентационные, организаторские, коммуникативные и др.) и навыки коллективной и индивидуальной работы магистрантов. Поэтому выбор оценочных средств, предлагаемых в статье (отчет, паспорт проекта, конспект мероприятия, эссе и др.), обосновывается с учетом не только цели и задач проектной практики, видов деятельности, конкретных аспектов оценивания (процесс выполнения проекта, его оформление, защита), но и перечня формируемых компетенций, среди которых наибольшее значение имеют коммуникативная, межкультурная и информационная. При определении критериев и показателей некоторых оценочных средств немаловажную роль играют нормативные документы (государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному и ФГОС ВО по направлению подготовки 45.04.01 «Филология»). На основе методической значимости конкретного оценочного средства определяется количество критериев и баллов. Приведена таблица с указанием оценочных средств и максимального количества баллов, которое может набрать студент при выполнении того или иного задания. Возможные варианты полученного количества баллов переводятся в пятибалльную шкалу, которая может быть удобна при выставлении итоговой оценки.
Ключевые слова: проектная практика, критерий оценки, профессиональная компетенция, оценочное средство, шкала оценки
Библиография:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 «Филология» (уровень магистратуры)» № 1299 от 3 ноября 2 015 г. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1483 (дата обращения: 03.02.2017).
2. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному (Второй уровень. Общее владение). URL: http://russian-test.com/tests/torfl/advanced.html (дата обращения: 24.11.2017).
3. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгоро д, 2010. 23 с. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004878141.pdf (дата обращения: 03.08.2018).
4. Ниязова А. М. Критерии оценивания проектных и творческих работ учащихся по русскому языку и литературе // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 14 (56). С. 123–126.
5. Ефремова Н. Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. Рекомендации для вузов, приступающих к переходу на компетентностное обучение студентов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 132 с.
6. Жигалев Б. А., Безукладников К. Э., Крузе Б. А. Технологии критериального оценивания и рефлексии как способ повышения мотивации при овладении иностранным языком в школе и вузе // Язык и культура. 2017. № 37. C. 153–165. URL: http://journals.tsu.ru/language/&journal_page=archive&id=1583&article_id=36262 (дата обращения: 15.07.2017).
7. Крузе Б. А. Методическое проектирование системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка: дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2014. 438 с.
8. Францева Е. Н., Прилепских О. С., Кузнецова Е. Н., Донцов А. В., Корлякова С. Г. Технология коммуникативного обучения как средство формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та (NSPU Bulletin). 2017. Т. 7, № 4. С. 108–123. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2587 (дата обращения: 28.05.2017).
9. Безродная Н. И. Критерии оценивания работы студента: формирование системы // Вестн. Таганрогского ин-та управления и экономики (Bulletin of the Taganrog Management and Economics Institute). 2013. № 1. С. 86–89. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20162620 (дата обращения: 20.12.2017).
10. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
11. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному (Третий уровень. Общее владение). URL: http://www.russian-test.com/tests/torfl/proficiency.html (дата обращения: 23.12.2017).
12. Бердичевский А. Л., Гиниатуллин И. А., Лысакова И. П., Пассов Е. И. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного: книга для преподавателя. М.: Русский язык. Курсы, 2011. 184 с.
Выпуск: 7, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 79 — 86
Скачиваний: 770