ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА МАТЕРИАЛЕ ТАРСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-103-107
Рассматриваются вопросы организации краеведческой работы в дошкольной образовательной организации. Раскрывается потенциал краеведческого материала для всестороннего развития ребенка, формирования патриотизма и основы его активной жизненной позиции. Представлена схема взаимодействия дошкольной образовательной организации с учреждениями культуры и образования, деятельность которых направлена на трансляцию краеведческих знаний детям дошкольного и младшего школьного возраста. При этом сделан акцент на возможности сотрудничества с краеведческим музеем через организацию совместных познавательных мероприятий, экскурсий, музейных уроков. Представлена авторская разработка проведения краеведческих занятий в детских садах города Тары Омской области. Предлагаемый тематический план рассчитан на два года обучения. Его содержание охватывает все вехи истории города. Новизна исследования заключается в том, что авторская разработка выполнена с учетом принципа системности, что позволяет исключить фрагментарность в организации краеведческой деятельности и сделать эту работу комплексной. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в дошкольной образовательной организации конкретного субъекта РФ, а также использование в качестве модели для организации краеведческой деятельности в других регионах.
Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, краеведческая работа, патриотическое воспитание, региональный компонент
Библиография:
1. Долгушин А. П. Городища железного века // Иртышский вертоград. М., 1998. С. 109–110.
2. Менщиков В. В. Историческое краеведение в контексте современного гуманитарного знания // Регионология. 2003. № 3. С. 293–300.
3. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в школьном возрасте // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 11–13.
4. Бывшева М. Социальные познания старшего дошкольника: проблемы и их решение // Дошкольное воспитание. 2009. № 9. С. 59–67.
5. Вахрушина Е. В. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством реализации проекта «Мое родное Каргополье» // Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. Архангельск, 2017. С. 253–257.
6. Мусатова Л. Я. Организация эколого-краеведческой работы в детском саду // Дошкольное образование в России XXI века: диалог наук о детстве. Елец, 2014. С. 93–99.
7. Нестерова А. А., Щербакова Т. С. Формирование представлений старших дошкольников о профессиях: краеведческий подход // Поволжский педагогический поиск. Ульяновск, 2017. С. 112–119.
8. Речка В. В., Кухар М. А. Диагностика краеведческой компетенции педагогов дошкольной образовательной организации // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 1. URL: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie-nauki/id/1415 (дата обращения: 13.05.2018).
9. Лаврова Л. Н., Чеботарева И. В. Современный взгляд на проблему формирования патриотических качеств личности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами краеведения // Педагогика XXI века: стандарты и практики. Липецк, 2016. С. 100–106.
10. Гончарова В. В., Добрынина Н. Н. Особенности работы детского сада, работающего на краеведческой основе // Материалы Международ. науч.-практ. конф. Самара: Центр научных исследований и консалтинга, 2018. С. 55–57.
11. Хисматулина Т. И., Шестакова Т. В. Роль краеведческого музея в формировании нравственных позиций ребенка // Сб. науч. трудов SWorld. Иваново, 2011. С. 44–48.
12. Бурляева О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края // Детский сад: теория и практика. 2011. № 9. С. 82–89.
13. Гатченко Т. Г., Загибалова И. В., Тимофеева О. М. Краеведческое образование дошкольников: приобщение к истории и культуре Урала // Детский сад от А до Я. 2010. № 4 (46). С. 38–49.
14. Очирова О. Д. Информационно-компьютерные технологии в краеведческом образовании дошкольника // Детский сад от А до Я. 2010. № 4 (46). С. 103–108.
15. Веннецкая О. Е., Лакеева О. А., Жукова К. В. Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 183–185.
16. Булыгина Т. А. Краеведческий музей и источники местной истории // Новая локальная история. Ставрополь, 2006. С. 45–49.
Выпуск: 7, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Страницы: 103 — 107
Скачиваний: 838