К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЗАДАЧА»
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-7-121-129
Актуальность установления сущности термина «компетентностно ориентированная задача» определяется ориентацией на достижение в образовательной практике средней школы предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов. Данная котегория, широко используемая в педагогической науке и образовательной практике, не совсем оправданно соотносится с понятием задачи практического характера. Установление особенностей компетентностно ориентированных задач осуществляется на основе анализа позиций различных авторов не только в понимании данной категории, но и семантически близких к ней понятий «контекстная задача» и «ситуационная задача», а также в связи с современной трактовкой учебной задачи как средства формирования комплексного образовательного результата. Формулируется вывод о понимании компетентностно ориентированных задач как задач, которые наряду с формированием предметных компетенций школьника обусловливают развитие таких их качеств, которые определяют способность и готовность к самостоятельной познавательной деятельности, то есть качеств, совокупность которых определяет понятие познавательной компетентности. Рассмотрены примеры компетентностно ориентированных задач. Устанавливаются требования, которым должны отвечать компетентностно ориентированные задачи в обучении математике.
Ключевые слова: компетентностно ориентированная задача, контекстная задача, ситуационная задача, учебная задача, познавательная компетентность школьника
Библиография:
1. Шмигирилова И. Б. Школьное образование в контексте компетентностного подхода // Педагогика. 2013. № 1. С. 49–53.
2. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетентностного подхода в школьном образовании // Образование и наука (The Education and Science Journal). 2013. № 7 (106). С. 38–48.
3. Компетентностно ориентированные задания в системе высшего образования / А. А. Шехонин, В. А. Тарлыков, И. В. Клещева, А. Ш. Багаутдинова, М. Б. Будько, М. Ю. Будько, А. О. Вознесенская, Л. А. Забодалова, Л. А. Надточий, О. Ю. Орлова. СПб.: НИУ ИТМО, 2014. 98 с.
4. Вербицкий А. А. Компетентностный подход в теории контекстного обучения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
5. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
6. Далингер В. А., Янущик О. В. Контекстные задачи по математике как средство диагностики уровня сформированности предметной компетенции у студентов инженерных специальностей // Высшее образование сегодня. 2011. № 10. С. 65–67
7. Boaler J. The role of contexts in the mathematics classroom: Do they make mathematics more «real»? // For the Learning of Mathematics. 1993. Iss. 13 (2). Р. 12–17.
8. Chapman O. Classroom practices for context of mathematics word problems // Educational Studies in Mathematics. 2006. Iss. 62 (2). Р. 211–230.
9. Widjaja W. The Use of Contextual Problems to Support Mathematical Learning // IndoMS-JME. 2013. Vol. 4, № 2. P. 151–159.
10. Freudenthal H. Revisiting mathematics education, China lectures. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. 1991. 214 р.
11. Белова Е. В., Лукьяненок М. А. «Задачи на смысл»: диалоговые формы и условия использования в учебном процессе // Рос. психол. журнал. 2014. Т. 11, № 3. С. 33–40.
12. Зильбербранд Н. Ю., Рудакова И. А. Типология смысловых задач в современной дидактике // Фундаментальные исследования. Педагогические науки (Fundamental Research. Pedagogical Sciences). 2014. № 5. С. 177–181.
13. Вахтина Е. А., Артюхина А. И., Чумаков В. И. Самостоятельная работа студентов по педагогике: формирование учебно-исследовательской компетентности: учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. 101 с.
14. Шабанова И. А., Ковалев С. В., Полещук О. Х., Минич А.С., Якутина Д. В. Ситуационные задачи в подготовке будущих учителей химии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 92–99. DOI 10.23951/1609-624X-2017-12-92-99
15. Павленко Е. К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения школьного курса географии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: https://www.science-education.ru/pdf/2012/2/457.pdf (дата обращения 27.05.2018).
16. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост. Ю. В. Слобожанинов. Киров, 2012. 72 с.
17. Орлова С. Л., Таслицкая Е. М., Карамшук И. Н. Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике, физике, информатике. Омск: ИРООО, 2016. 56 с.
18. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: пособие для слушателей Учебного центра Гособразования СССР. М.: Исследовательский центр, 1988. 107 с.
19. Харитонова О. В. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников на уроках геометрии: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 167 с.
20. Nisbet S., Langrall C., Mooney E. The role of context in students’ analysis of data // Australian Primary Mathematics Classroom. 2007. Iss. 12 (1). Р. 16–22.
21. Walkington C. Using learning technologies to personalize instruction to student interest: The impact of relevant contexts on performance and learning outcomes // Journal of Educational Psychology. 2013. Iss. 105 (4). Р. 932–945.
22. Павлова Л. В. Система познавательных компетентностных задач как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики // Вестн. Псковского гос. ун-та. Серия: Естественные и физико-математические науки. 2009. № 8. С. 58–66.
23. Павлова Л. В. Компетентностные задачи по геометрии: учебно-методическое пособие. Псков: Псковский гос. ун-т, 2014. 84 с.
24. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 9 класс: учеб. для общеобразов. организаций. М.: Просвещение, 2014. 271 с.
25. Шмигирилова И. Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 5. С. 209–221.
26. Шмигирилова И. Б. Познавательная компетентность в аспекте познавательной самостоятельности и познавательной активности // Образование и наука (The Education and Science Journal). 2014. № 7. С. 134–146.
Выпуск: 7, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 121 — 129
Скачиваний: 881