СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ ТРАНСЛЯЦИИ СПОСОБОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-135-139
Рассматриваются особенности системного педагогического мышления в современной социокультурной ситуации как основы культуры трансляции способов профессиональной деятельности будущих педагогов, выделены его характеристики. Представлены условия, позволяющие формировать системное мышление. Акценты сделаны на освоение системой «управления знаниями», овладение метапредметной деятельностью в области образования, осознание сущности ноосферной стратегии развития общества, рассмотрение процесса обучения и воспитания будущих педагогов как сложной самоорганизующейся, открытой системы. Приведены примеры реализации обозначенных условий в образовательной практике подготовки будущих педагогов. Обозначена позитивная динамика таких характеристик системного мышления у будущих педагогов, как понимание целостности природы нашей планеты, единства ее процессов, естественной связи человека, его Родины. Показана значимость понимания того, что любая деятельность и форма поведения человека в природе и в социуме должны быть согласованы с законами природы. Этому способствует усиление нормативной регуляции поведения в ситуации морального выбора, стремление к профессиональному саморазвитию, ожидание успеха от реализации собственных действий. Описаны особенности организации занятий (лекционных и семинарских) по педагогическим дисциплинам, которые позволяют развивать системное мышление. Проявление такого мышления у будущих педагогов можно рассматривать как культуру трансляции способов деятельности и учитывать в качестве ориентиров при выстраивании работы по повышению эффективности подготовки педагогов.
Ключевые слова: системное педагогическое мышление, культура трансляции способов профессиональной деятельности, системность, целостность и цельность личности будущего педагога, ноосферная стратегия развития
Библиография:
1. Давиденко А. А. Нелинейное мышление и его проявления в профессиональной деятельности учителя // Ученые записки ЗабГУ. Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т. 11, № 2. С. 25–31.
2. Хуторской А. В. Методология педагогики: человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. М.: Эйдос; Изд-во Института образования человека, 2014. 171 с.
3. Урманцев Н. М. Нелинейное мышление как фактор модернизации современного образования // Российский электронный науч. журн. 2013. № 2. С. 59–64.
4. Казанцев А. К., Киселев В. Н., Рубвальтер Д. А., Руденский О. В. NBIC-технологии: Инновационная цивилизация XXI века / под ред. А. К. Казанцева, Д. А. Рубвальтера. М.: ИНФРА-М, 2012. 384 с.
5. Ноосферное образование – парадигма качества: сб. науч.-методич. материалов I Всероссийской школы-конференции Москва; Абакан, 2015. 316 с.
6. Реус А. Г., Зинченко А. П., Крайчинская С. Б. Управление знаниями в системе работ с персоналом корпорации. Корпоративная антропотехника. М.: Альпина Паблишер, 2012. 158 с.
7. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26–32.
8. Давлетгаряева Р. Г. Образование как самоорганизующаяся система // Вестник Башкирского гос. аграрного ун-та. 2009. № 1. С. 58.
9. О-Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Паблишер, 2014. 256 с.
10. Леонов И. Н. Влияние толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 24 с.
Выпуск: 8, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
Страницы: 135 — 139
Скачиваний: 760