ВУЗ – ШКОЛА: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-90-97
Введение. Дана реконструкция опыта взаимодействия участников сетевого образовательного проекта в контексте реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов вуза, школы и профстандарта педагога. Материал и методы. В основу построения сюжета реконструкции положена идея усложнения проектного действия: движения от исполнительства к проявлению собственной инициативы во взаимодействии. Результаты и обсуждение. Представлены образовательные прецеденты, этапы развития эксперимента, которые позволяют охарактеризовать существующую модель взаимодействия как совместное производство. Это способ взаимодействия вуза и школы, для которого характерны создание и использование инновационных разработок, изменяющих качество образования. Заключение. Приведенная рефлексивная реконструкция опыта взаимодействия участников проекта позволяет идентифицировать эту модель взаимодействия в соответствии с обозначенными признаками.
Ключевые слова: взаимодействие, сетевой образовательный проект, сложность проектного действия, совместное действие, совместное производство
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2013. 63 с.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 12.12.2018).
4. Клочко В. Е. Смыслы и смыслообразования в инновационной образовательной практике: транспективный анализ // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 437–451.
5. Петрова Г. И. Современные тенденции изменения содержания образования: опыт становления философии образования в образовательных практиках. Томск: Томский ЦНТИ, 2001. 124 с.
6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
7. Прозументова Г. Н. Стратегия и программа гуманитарного исследования образовательных инноваций // Переход к открытому образовательному пространству. Ч. 1: Феноменология образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. С. 15–105.
8. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2008. 286 с.
9. Эльконин Б. Д. О предметности и коллективности человеческого действия // Культура, образование, развитие индивида / под ред. Ф. Т. Михайлова и др. М., 1990. С. 28–42.
10. Малкова И. Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе: дис. … д-ра пед. наук. Томск, 2008. С. 168.
11. Школа совместной деятельности: изменение содержания образования в инновационной школе / Е. Н. Ковалевская, И. Ю. Малкова, С. И. Поздеева и др.; под ред. Г. Н. Прозументовой, Е. Н. Ковалевской. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. Кн. 3. 133 с.
12. Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе / Е. Н. Ковалевская, И. Ю. Малкова, С. И. Поздеева и др.; под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Дельтаплан, 2002. Кн. 5. 155 с.
13. Гайворонская А. В. Педагогические возможности использования педагога для развития текстовой деятельности учащихся (из опыта организации деятельности социально-образовательного проекта) // Русская речевая культура и текст. Материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2012. С. 358–363.
14. Кузьменко Е. В. Формирование компетенций смыслового чтения на уроках литературы в 5 классе // IV Всероссийский фестиваль науки. XVIII Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: в 5 т. Т. II. Филология. Ч. 1. Русский язык и литература. Томск: Изд-во ТГПУ, 2014. С. 158–162.
15. Дукмас А. И. Формы и приемы проектирования культурологического дискурса в процессе методико-педагогического сопровождения индивидуального проекта (на материале организации проекта «Петербургский текст А. С. Пушкина «Медный всадник») // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: в 5 т. Т. II. Филология. Ч. 2. Русский язык и литература. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. С. 140–144.
16. Перевозкина М. В. Использование образовательного ресурса проблемного обучения в процессе методико-педагогического сопровождения индивидуального образовательного проекта (на материале организации проекта «Выдающиеся хирурги России») // Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+. XXI Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: в 5 т. Т. II. Филология. Ч. 2. Русский язык и литература. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. С. 140–144.
17. Эльконин Б. Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с.
18. McLaughlin C., Black-Hawkins K. School-university partnerships for educational research – distinctions, dilemmas and challenges // Curriculum Journal. 2007. Vol. 18, № 3. P. 327–341.
19. Dhillon J. K. The role of social capital in sustaining partnership // British Educational Research Journal. 2009. Vol. 35, № 5. P. 687–704.
20. Hamel F. L., Ruken A. E. Rehearsing professional roles in community: teacher identity development in a school – university partnership // Teacher development: An International journal of teachers’ professional development. 2010. Vol. 14, № 3. P. 335–350.
21. Прозументова Г. Н. Образование субъекта совместной деятельности в школе // Школа совместной деятельности. Кн. 2: Концепция, проекты, практика развития / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск, 1997. 121 с.
22. Краснорядцева О. М. Психологическая готовность к инновационной деятельности учащихся и педагогов как характеристика образовательной среды // Вестн. Томского гос. ун-та. 2012. № 358. С. 152–158.
23. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели // Вестн. Томского гос. ун-та. 2012. № 358. С. 182–187.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 90 — 97
Скачиваний: 796