ОТКРЫТОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-3-77-85
Введение. В современной ситуации интеграции и глобализации культуры, трансформации государственных учреждений, появления негосударственных (коммерческих и некоммерческих) культурно-досуговых организаций, развития индустрии досуга, появления новых форм культурно-досуговой самоорганизации необходимо пересмотреть содержание и организацию подготовки специалистов разных гуманитарных направлений к культурно-досуговой деятельности, которая признана как важная составляющая профессиональной деятельности педагога, специалистов по социально-культурной и социальной работе. Цель статьи – обсуждение теоретических и организационно-педагогических аспектов формирования культурно-досуговой компетентности в условии открытого высшего образования, опытно-экспериментальная работа по реализации соответствующей модели. Материал и методы. Работа выполнена с опорой на теоретические положения компетентностного и личностно-деятельностного подходов и использованием методов теоретического анализа, педагогического моделирования, анализа и обобщения практического опыта, педагогического эксперимента, анкетирования. Результаты и обсуждение. Кратко изложены результаты междисциплинарных исследований проблемы открытого образования, дана содержательная характеристика понятия культурно-досуговой компетентности как интегративного качества личности, проявляющегося в ее позитивном мотивационно-ценностном отношении к культурно-досуговой деятельности как составной части своей жизни и будущей профессиональной деятельности, в коммуникативных и проектировочных умениях организации культурно-досуговых практик как собственных, так и для разных участников. Представлена авторская модель открытого образования по ее формированию. Обоснованы и апробированы организационно-педагогические условия поэтапной реализации модели, заключающиеся в активизации рефлексивно-интерактивной работы обучаемых по углублению их представлений о культурно-досуговой деятельности, в расширении умений и навыков в учебном и внеучебном пространстве вуза, в обогащении коммуникативного опыта проведения культурно-досуговых акций, событий разного уровня вне вуза, в организации проектной деятельности по заказу государственных, негосударственных структур на предмет разработки и реализации новых городских культурно-досуговых практик для разных категорий населения (молодежи, уязвимых категорий граждан). Заключение. Реализация предлагаемой модели открытого образования обучаемых профессиональных направлений в вузе может выступать в качестве достаточного организационно-педагогического обеспечения профессионально-личностной готовности к культурно-досуговой деятельности, адекватной современным социально-культурным реалиям.
Ключевые слова: открытое образование, культурно-досуговая компетентность, структурно-функциональная модель открытого гуманитарного образования, организационно-педагогические условия реализации
Библиография:
1. Ковалева Т. М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. статей. М.: МИОО, 2008. С. 8–16.
2. Открытое образование – стратегия XXI века для России / под ред. В. М. Филиппова, В. П. Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
3. Прозументова Г. Н. Инновационное образование: открытое пространство для взаимодействия вузов и школ. Томск: Томский гос. ун-т, 2008. 35 с.
4. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2009. 264 с.
5. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159–191.
6. Щедровицкий П. Г. Региональное развитие и культура: постановка проблемы // Программирования культурного развития. Региональные аспекты: сб. науч. работ. М., 1993. Вып. 1. С. 5–16.
7. Зубарева К. А. Открытость как феномен современного образования URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/169/Педагогическое%20образование%20в%20России20123ст.%2001.pdf (дата обращения: 23.01.2019).
8. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Красноярском крае до 2020 г.: проект // Непрерывное образование в сфере культуры. 2009. № 6. С. 2–18.
9. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.01.2019).
10. Шульга И. И. Педагогическая анимация. Профессиональная подготовка организаторов детского досуга. Новосибирск: НГПУ, 2010. 340 с.
11. Попов А. А. Открытое образование: философия и технологии. 2-е изд. М.: Либроком, 2013. 256 с.
12. Специфика подготовки кадров для социально-культурной деятельности на основе новых образовательных стандартов третьего поколения // Вестн. Московского гос. ун-та. 2010. № 6. С. 235–237.
13. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 480 с.
14. Мударисова А. А. Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи средствами культурно-досуговой деятельности: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2015. 222 с.
15. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. трудов. М.: МГУКИ, 2000. С. 64–81.
16. Ярцев А. А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога: дис. ... канд. пед. нау. Н. Новгород, 2004. 155 с.
17. Запесоцкая Н. А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2007. 23 с.
18. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России / под науч. ред. Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2012. 220 с.
19. Фуряева Т. В. Контекстно-смысловая стратегия развития высшего профессионального социального образования // Сиб. вестн. спец. образования. 2012. Вып. 1.
20. Григорьева Н. В., Маслова О. М. Молодежный досуг в условиях современного города // Вестн. ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 109–113.
21. Брякова И. Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2009–1_p041–45.pdf (дата обращения: 23.01.2019).
22. Рукша Г. Л., Нужная А. Л. Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: теория и современная практика. Красноярск: Офсет, 2008. 109 с.
23. Blumenreich U., Fengel S., Hippe W., Sievers N. (Hrsg.) Jahrbuch fur Kulturpolitik 2017/2018. Bielefeld, 2018. 520 S.
24. Siebenhaar K. Karrierziel Kulturmanagement: Studiengange und Berufsbilder. Munchen, 2011. 188 S. 25. Hausmann A., Korner J. (Hrsg.) Demografi scher Wandel und Kultur. Wiesbaden, 2009. 230 S.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 77 — 85
Скачиваний: 826