ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-109-116
Введение. Для обеспечения качественно нового уровня отечественного образования и его позиционирования на мировом рынке образовательных услуг необходим пересмотр и анализ инновационной составляющей деятельности преподавателя. Цель исследования. На основе разработки понятия «индивидуальная инновационная траектория преподавателя иностранного языка» помочь преподавателям повысить качество их работы в соответствии с современным уровнем образования. Материал и методы. Материалом для исследования послужили статьи по теме инноваций в области преподавания иностранного языка, а также ответы преподавателей на вопросы онлайн-анкеты. Последние были дополнены результатами индивидуальных собеседований. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Результаты и обсуждение. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате онлайн-опроса преподавателей иностранного языка вузов и школ центра России для определения их отношения к инновациям, которые подтверждают интерес преподавателей к теме инноваций в профессии. Выявлены факторы, препятствующие внедрению инноваций, основным из которых является высокая загруженность преподавателей. Определена личная степень участия преподавателей в разработке инновационных методов и их позитивное восприятие понятия «индивидуальная инновационная траектория». Выводы. Осознание преподавателем возможности личностного профессионального роста на основе выстраивания и реализации «индивидуальной инновационной траектории» позволит повысить качество и эффективность его работы, будет способствовать его профессиональной и творческой самореализации. Внимательное отношение преподавателей к теме инноваций, критическое осмысление их эффективности и целесообразности внедрения позволят повысить качество научных исследований в данной области. Оптимальное сочетание сильных сторон традиционных методов и возможностей инноваций будет способствовать, с одной стороны, поддержанию устойчивого баланса в системе национального образования, с другой стороны, его стремлению вбирать в себя все самые прогрессивные тенденции.
Ключевые слова: инновации в преподавании иностранных языков, индивидуальная траектория преподавателя, традиционные методы обучения, личностный профессиональный рост, инновационная траектория
Библиография:
1. Козаренко О. М. Тема инноваций в преподавании иностранных языков в публикациях российских исследователей // Дидактика языков и культур: проблемы, поиски, решения: материалы Междунар. научно-метод. симпозиума «Лемпертовские чтения–XX» / под ред. А. В. Вартанова. Пятигорск: Пятигорский гос. ун-т 2018. С. 21–27.
2. Хасанбаева Д. Х. Инновации в преподавании иностранных языков // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-prepodavanii-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 03.03.2019).2019
3. Сидакова Н. В. Расширение и оптимизация инновационных методов обучения иностранным языкам студентов нелингвистических специальностей в контексте перехода на ФГОС-3+ // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 4 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-i-optimizatsiya-innovatsionnyh-metodov-obucheniya-inostrannym-yazykam-studentov-nelingvisticheskih-spetsialnostey-v (дата обращения: 03.03.2019).
4. Ястребова Е. Б., Крячков Д. А. Инновации как форма устойчивого развития языкового образования в отдельно взятом вузе // Вестник МГИМО. 2013. № 6 (33). С. 49–61.
5. Петрова М. Г. Инновационное пространство современной школы: Телеконкурс в деятельностном обучении иностранному языку на этапе предпрофильной подготовки / науч. ред. Г. И. Воронина. М.: Научные технологии, 2016. 164 с.
6. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос», 2005. С. 222. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19 (дата обращения: 09.12.2018).
7. Сошенко И. И. Междисциплинарный характер понятия «инновации» // Вестник Томского гос. пед ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Т. 5. Вып.13 (141). С.136–142.
8. Une stratégie pour une croissance intelligente, durable et inclusive. Commission Européenne (2010). Europe 2020. Bruxelles, le 3.3.2010. URL: http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/COMPLET%20FR%20BARROSO%20-%20Europe%202020%20-%20FR%20version.pdf (дата обращения: 5.01.2019).
9. Debono M. Que fait l’innovation à la didactique des langues ? Éléments d’histoire notionnelle pour une réfl exion (très) actuelle // Documents pour l’histoire du français langue étrangère ou seconde [Online], no. 57. Pp. 1–14. 2016, Online since 1 February 2018, connection on 23 February 2018. URL: http:// journals.openedition.org/dhfl es/4366 (consulté: 10.01.2019).
10. Bontems V. K. What does Innovation stand for? // Review of a watchword in research policies // Journal of Innovation Economics & Management. 2014. Vol. 3, № 15. Р. 39–57.
11. Granger C. La Destruction de l’université française. Paris: La Fabrique, 2015.
12. Cros I. Rôle de la technique, comme fi n et moyen, en FLE: de l’élaboration de la discipline aux innovations contemporaines // Documents pour l’histoire du français langue étrangère ou seconde [En ligne]. 2017. Р. 58–59, mis en ligne le 4 juin 2018, consulté le 29 janvier 2019. URL: http://journals.openedition.org/dhfles/4459
13. Cros F. L’Innovation à l’école. Forces et illusions. Paris: PUF. 1993.
14. Masperi M., Quintin J-J. L’innovation selon Innovalangues // LEND – Lingua e nuova didattica. 2014. 1. Р. 6–14.
15. Кащук С. М. Технологические инновации и инновационные педагогические технологии в обучении иностранным языкам (на примере французского языка) // Преподаватель XXI век. 2014. № 1. С. 29–34.
16. Кащук С. М. Технологические инновации и лингводидактические константы в обучении иностранному языку (на примере учебных сетевых проектов во франкофонном виртуальном пространстве) // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. науч. тр. VII Междунар. науч.-практ. конф. Секция 9. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании / под ред. В. А. Сухомлина. М.: МГУ, 2012. Т. 2. С. 114–121.
17. Beacco J.-C. De l’innovation en didactique du français langue étrangère // Université Paris 3 – Sorbonne nouvelle, France. Texte de la conférence donnée par M. J.-C. Beacco «Innover: pourquoi et comment?». 1er Congrès international MÉTHODAL de Méthodologie de l’enseignement/ apprentissage des langues : organisé à Nicosie du 22 au 25 septembre 2016. URL: https://methodal.net/De-l-innovation-en-didactique-dufrancais-langue-etrangere (consulté: 10.01.2019).
18. Martinez P. La didactique des langues. Paris: Presses universitaires de France, 1996.
19. Яровых Ю. В. Исследовательская деятельность в профессиональной карьере современного учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 99–102.
20. Karsenti T., Kozarenko O. M., Technologies innovantes pour l’enseignement du FLE: quelles sont les stratégies pour les rendre plus effi caces? // XLinguae. European Scientifi c Language Journal 2019.12.01XL.10. P. 128–144. DOI: 10.18355/XL.2019.12.01XL.10
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 109 — 116
Скачиваний: 801