ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТОВ НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА РОМАНА М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-7-63-71
Введение. Рассматриваются образные репрезентации концептов небесных светил в тексте и художественной картине мира романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Анализируются элементы лексической структуры текста, представляющие образы солнца, луны и звезды, с точки зрения их языковой семантики и культурных коннотаций, связанных с мифопоэтической символикой этих космических объектов, а также в аспекте их участия в выражении авторской картины мира. Цель работы – исследовать способы языковой репрезентации концептов небесных светил (солнца, луны и звезды) в тексте романа «Мастер и Маргарита», выявить аспекты их метафорической и символической интерпретации на вербальном и концептуальном уровнях, изучить роль этих концептов в художественной картине мира романа. Материал и методы. Эмпирический материал представлен образными словами и выражениями (187 единиц), репрезентирующими концепты «солнце», «луна», «звезда» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», а также фрагментами текста, демонстрирующими их метафорическое функционирование (350 контекстов). Источниками определения языковых значений и мифопоэтической символики послужили опубликованные толковые и энциклопедические словари. Методология работы базируется на когнитивном, лингвокультурологическом и системно-структурном подходах к изучению образности языка и художественной речи, применяемых в области семантики языковых единиц и стилистики текста. Результаты и обсуждение. Определен лексический и текстовый фонд художественных репрезентаций концептов «солнце», «луна», «звезда» в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»; выявлены способы и приемы их текстовой реализации. Исследованы культурно-символические смыслы концептов небесных светил, представленные в народной мифологии разных культур. Описаны аспекты метафорической и символической интерпретации данных концептов в художественной картине мира романа «Мастер и Маргарита», а также их роль в выражении авторского замысла. Заключение. Художественная модель мира в романе «Мастер и Маргарита» представляет сложную и многомерную систему концептов, которая во многом сближается с народной мифопоэтикой и религиозной космологией. Предельно значимую роль в ней играют образы солнца, луны и звезды, посредством которых моделируется пространственно-временной континуум; выражается характеристика главных героев, ключевых персонажей и связанных с ними событий; транслируется нравственно-философское содержание всего произведения.
Ключевые слова: концепт, небесные светила, образные репрезентации, М. Булгаков, «Мастер и Маргарита», художественная картина мира
Библиография:
1. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. 104 с.
2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. М.: Academia, 1997. С. 269.
3. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 41.
4. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурный аспекты. М.: Языки русской культуры, 1996. 285 с.
5. Колесов В. В. Концепт культуры: образ – понятие – символ // Вестн. СПбГУ. 1992. Серия 2 (2). С. 21.
6. Ляпин С. Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты: научные труды Центроконцепта. Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 1997. С. 18–19.
7. Карасик В. И. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. 195 с.
8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
9. Шведова Н. Ю. К определению концепта как предмета языкознания // Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70-летию чл.- корр. РАН Ю. Н. Караулова: сб. ст. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006. С. 508.
10. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование концептосферы художественного текста. М.: Эдитус, 2013. 282 с.
11. Тарасова И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 742–745.
12. Миллер Л. В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория // Мир русского слова. 2000. № 4. С. 39–45.
13. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. М.: Эксмо, 2012. 416 с.
14. Тресиддер Д. Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 448 с.
15. Иванов В. В. Мифы народов мира: энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 461.
16. Славянская мифология: энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Международные отношения, 2011. С. 97.
17. Адамчик М. В. Словарь символов. Минск: Харвест, 2010. 224 с.
Выпуск: 7, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 63 — 71
Скачиваний: 797