ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-14-20
Введение. Актуальность данного исследования определяется нарастающей тенденцией совместного обучения в одном общеобразовательном классе детей с разными образовательными потребностями. Термин «образовательные потребности» используется в п. 18 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО): «Основная образовательная программа НОО должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся...» Более того, стандарт обозначает особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отдельно отмечает реализацию образовательных потребностей и развития потенциала одаренных детей. Таким образом, неоднородность обучающихся является предпосылкой существования разных образовательных потребностей. В связи с этим педагогу необходимо так организовывать деятельность детей, чтобы взаимодействие между разными группами детей было продуктивным и способствовало достижению предметных и метапредметных результатов в начальной школе. Материал и методы. Охарактеризованы разные категории обучающихся (обучающиеся, развивающиеся согласно возрастной норме; одаренные обучающиеся; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; инофоны), выделены трудности, с которыми сталкивается каждая группа детей в процессе обучения. Были проанализированы образовательные ситуации взаимодействия детей с разными образовательными потребностями на уроке иностранного языка в начальной школе. Таким образом, на уроках формировались группы, разнородные по составу, которые могут меняться по количеству и категории обучающихся в зависимости от учебного задания. Особенности коммуникации в каждой группе отслеживались педагогом через невключенное наблюдение. Результаты и обсуждение. Посредством педагогического наблюдения за деятельностью детей на уроке иностранного (английского) языка в начальной школе и аналитического обобщения были выделены продуктивные (с точки зрения успешности решения учебной задачи), нейтральные и нежелательные варианты взаимодействия в группах детей разного состава. Заключение. Определены особенности образовательного взаимодействия в совместной деятельности детей с разными потребностями, осмысление которых способствует успешной организации образовательного процесса на уроке иностранного языка, в частности для организации учебного сотрудничества в группах. Результаты исследования целесообразно использовать учителям иностранного языка, классным руководителям для продуктивной работы с обучающимися с разными образовательными потребностями.
Ключевые слова: обучение иностранному языку, взаимодействие, образовательная коммуникация, младшие школьники, обучающийся, развивающиеся согласно возрастной норме, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, одаренный ребенок, инофон
Библиография:
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 29.04.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 29.04.2019).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 29.04.2019).
4. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
5. Круглова Л. В., Штерн О. В. Преодоление коммуникативных трудностей при обучении иноязычному общению детей с особенностями психофизического развития в начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 4 (181). С. 45–48. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-45-48
6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1999. 456 с.
7. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009. 319 с.
8. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86–94.
9. Terman D. L., Larner M. B., Stevenson C. S., Behrman R. E. Special Education for Students with Disabilities: Analysis and Recommendations // The Future of children. Spring. 1996. Vol. 6, № 1. Р. 4–24.
10. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. 144 с.
11. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций, пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
12. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида. М.: Инфра-М, 2010. 88 с.
13. McLeod S., Daniel G., Barr J. When he’s around his brothers... he’s not so quiet: The private and public worlds of school-aged children with speech sound disorder // Journal of Communication Disorders. 2013. № 46. Р. 70–83.
14. Классификация стрессов. URL: https://www.your-mind.ru/lasta/chto-takoe-stress/ (дата обращения: 14.03.2017).
15. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
16. Железнякова Е. А. Этнокультурная и коммуникативная компетентность как фактор укрепления безопасности поликультурного общества // Вестн. ЦМО МГУ. 2011. № 3.
17. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М., 2003. 95 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p1 (дата обращения: 29.11.2018).
18. Матюшкин А. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993. 127 с.
19. Гальтон Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. М., 1996. 299 с.
20. Попова Л. В. Как школа может содействовать реализации способностей одаренных девочек // Педагогическое обозрение. 1995. № 3. С. 41–46.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 14 — 20
Скачиваний: 661