Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 25.12.2025
Главная Выпуски журнала 2019 Год Выпуск №8 ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Хасьянов В.Б., Погодаева М.В.

DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-21-29

Информация об авторе:

Хасьянов Владимир Борисович, старший преподаватель, Иркутский государственный университет (ул. Карла Маркса, 1, Иркутск, Россия, 664003). E-mail: vkhsayanov@yandex.ru Погодаева Маргарита Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет (ул. Карла Маркса, 1, Иркутск, Россия, 664003). E-mail: margopog@rambler.ru

Введение. Различные образовательные организации создают характерную для себя образовательную среду, обеспечивающую специфичность воспитательного воздействия на обучающихся. Культурно-образовательная среда школы, где старшеклассники проводят значительную часть времени, выступает одним из основных институтов развития системы ценностей у молодых людей. В связи с этим особое значение приобретает процесс формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, имеющей просоциальную направленность. Творческая, высоконравственная атмосфера учебного заведения создаст необходимые условия для личностного роста и формирования социальных ценностей. Цель исследования – анализ особенностей ценностно-смысловой сферы учащихся старших классов в зависимости от воспитательно-образовательной среды организации. Материал и методы. Изучение образовательной среды осуществлялось посредством анализа документов, анкетирования педагогов, собеседования с учащимися и педагогами. Исследование ценностно-смысловой сферы обучающихся включало в себя тесты «Эмоциональная направленность личности» (Б. И. Додонов) и «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев). Результаты и обсуждение. Эмоциональная направленность личности рассматривалась как маркёр ценностных ориентаций. Высокие показатели по праксическим эмоциям во всех обследованных группах говорят о том, что большинство старшеклассников целенаправленно планируют свою деятельность, стремятся к достижению высоких результатов, демонстрируя социально значимые ценности. Доминирование романтических и коммуникативных эмоций указывает на высокую потребность в общении, в том числе с противоположным полом, что отражается на формировании соответствующих ценностей. Проведенное исследование показало различия в развитии эмоционально-ценностной сферы у воспитанников православной гимназии, лицея и общеобразовательной школы. Заключение. Используемые в исследовании методики подтвердили различия в ценностно-смысловой сфере обучающихся трех различных по особенностям организации образовательной среды учреждений. Определено, что глорические эмоции, связанные с потребностью самоутверждения, проявляются сильнее всего у учениц православной гимназии, праксические эмоции, вызываемые деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, – у лицеистов, коммуникативные – у учащихся средней общеобразовательной школы. Учащиеся православной гимназии показали наибольшую осмысленность жизни, понимание ее ценности и значимости.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, образовательная среда, эмоциональная направленность

Библиография:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 23.08.2018).

2. Канаева Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. 2010. № 1–2 (13), т. 2. С. 200–202. URL: https://moluch.ru/archive/13/1174/ (дата обращения: 10.09.2018).

3. Погодаева М. В. Аксиологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения // Мир науки. 2018. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN118.pdf (дата обращения: 23.08.2018).

4. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58.

5. Schwartz S. H., Butenko T. Values and behavior: Validating the refined value theory in Russia // European Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 44, № 7. Р. 799–813. DOI: 10.1002/ejsp.2053

6. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 285–298.

7. Степанов В. И. О ценностных ориентациях на творчество студентов государственных и частных вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 25–29. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-25-29

8. Шевцов В. С. Трансформация ценностей и национальная безопасность Российского государства // Ценности и смыслы. 2012. № 6 (22). С. 116–121.

9. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 92 с.

10. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.

11. Клепиков В. Н. Формирование общенациональных ценностей учащихся в школе. Как осуществить формирование общенациональных ценностей в школе? // Совет ректоров. 2011. № 8. С. 74–82.

12. Савруцкая Е. П. Политические и нравственные установки в ценностном сознании молодежи // Приволжский научный журнал. 2009. № 3. С. 246–251.

13. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценостно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2014. № 2 (18). С. 40–48.

14. Додонов Б. И. Эмоция как ценность М.: Политиздат, 1978. 272 с.

15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

khasyanov_v._b._21_29_8_205_2019.pdf ( 413.59 kB ) khasyanov_v._b._21_29_8_205_2019.zip ( 402.17 kB )

Выпуск: 8, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 8

Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 21 — 29

Скачиваний: 1465

Для цитирования:


2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ