ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-21-29
Введение. Различные образовательные организации создают характерную для себя образовательную среду, обеспечивающую специфичность воспитательного воздействия на обучающихся. Культурно-образовательная среда школы, где старшеклассники проводят значительную часть времени, выступает одним из основных институтов развития системы ценностей у молодых людей. В связи с этим особое значение приобретает процесс формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности молодого человека, имеющей просоциальную направленность. Творческая, высоконравственная атмосфера учебного заведения создаст необходимые условия для личностного роста и формирования социальных ценностей. Цель исследования – анализ особенностей ценностно-смысловой сферы учащихся старших классов в зависимости от воспитательно-образовательной среды организации. Материал и методы. Изучение образовательной среды осуществлялось посредством анализа документов, анкетирования педагогов, собеседования с учащимися и педагогами. Исследование ценностно-смысловой сферы обучающихся включало в себя тесты «Эмоциональная направленность личности» (Б. И. Додонов) и «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев). Результаты и обсуждение. Эмоциональная направленность личности рассматривалась как маркёр ценностных ориентаций. Высокие показатели по праксическим эмоциям во всех обследованных группах говорят о том, что большинство старшеклассников целенаправленно планируют свою деятельность, стремятся к достижению высоких результатов, демонстрируя социально значимые ценности. Доминирование романтических и коммуникативных эмоций указывает на высокую потребность в общении, в том числе с противоположным полом, что отражается на формировании соответствующих ценностей. Проведенное исследование показало различия в развитии эмоционально-ценностной сферы у воспитанников православной гимназии, лицея и общеобразовательной школы. Заключение. Используемые в исследовании методики подтвердили различия в ценностно-смысловой сфере обучающихся трех различных по особенностям организации образовательной среды учреждений. Определено, что глорические эмоции, связанные с потребностью самоутверждения, проявляются сильнее всего у учениц православной гимназии, праксические эмоции, вызываемые деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, – у лицеистов, коммуникативные – у учащихся средней общеобразовательной школы. Учащиеся православной гимназии показали наибольшую осмысленность жизни, понимание ее ценности и значимости.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, образовательная среда, эмоциональная направленность
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 23.08.2018).
2. Канаева Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. 2010. № 1–2 (13), т. 2. С. 200–202. URL: https://moluch.ru/archive/13/1174/ (дата обращения: 10.09.2018).
3. Погодаева М. В. Аксиологический подход к воспитанию личности безопасного типа поведения // Мир науки. 2018. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN118.pdf (дата обращения: 23.08.2018).
4. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 58.
5. Schwartz S. H., Butenko T. Values and behavior: Validating the refined value theory in Russia // European Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 44, № 7. Р. 799–813. DOI: 10.1002/ejsp.2053
6. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл, 1999. С. 285–298.
7. Степанов В. И. О ценностных ориентациях на творчество студентов государственных и частных вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 12 (189). С. 25–29. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-25-29
8. Шевцов В. С. Трансформация ценностей и национальная безопасность Российского государства // Ценности и смыслы. 2012. № 6 (22). С. 116–121.
9. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 92 с.
10. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
11. Клепиков В. Н. Формирование общенациональных ценностей учащихся в школе. Как осуществить формирование общенациональных ценностей в школе? // Совет ректоров. 2011. № 8. С. 74–82.
12. Савруцкая Е. П. Политические и нравственные установки в ценностном сознании молодежи // Приволжский научный журнал. 2009. № 3. С. 246–251.
13. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценостно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2014. № 2 (18). С. 40–48.
14. Додонов Б. И. Эмоция как ценность М.: Политиздат, 1978. 272 с.
15. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 21 — 29
Скачиваний: 887