СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-71-76
Введение. Управление качеством образования в вузах приобретает все большую значимость. Особую актуальность это приобрело в свете усиливающейся конкуренции между вузами, в том числе отдельными направлениями подготовки. Реализация системы качества образования рассматривается на примере кафедры телевидения и управления (ТУ) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Цель статьи – проведение сравнительного анализа результатов оценки качества образовательных услуг среди студентов-магистрантов кафедры ТУ, выполненных в разные годы. Материал и методы. Для проведения анализа используется метод анкетирования, который является наиболее доступным эффективным методом сбора информации. Анкета разрабатывалась с учетом требований, регламентированных нормативно-правовыми актами Минобрнауки РФ. Результаты и обсуждение. Представлены основные достоинства и недостатки реализации магистерских программ по электромагнитной совместимости. Разработан комплекс мер для повышения качества реализации магистерских программ. Осуществлено частичное внедрение. Проведена повторная оценка качества реализации магистерских программ среди студентов и преподавательского состава кафедры. Проведено сравнение результатов оценки качества реализации магистерских программ с результатами предыдущей оценки среди студентов и преподавательского состава кафедры. Выявлено повышение показателей после внедрения комплекса мер по улучшению качества реализации магистерских программ. Выявлена необходимость в увеличении количества профориентационных мероприятий для абитуриентов, поступающих в магистратуру. Представлены новые рекомендации по проведению профориентационных мероприятий на кафедре. Выявлена необходимость в улучшении материально-технического обеспечения кафедры. Показана эффективность организации научно-исследовательской работы магистрантов на кафедре, которая заключается в привлечении студентов в научно-исследовательские проекты с дальнейшим трудоустройством в научно-исследовательскую лабораторию. Представлены основные достижения студентов-магистрантов в научно-исследовательской деятельности. Заключение. Представленная система мониторинга качества реализации магистерских программ позволяет своевременно отслеживать уровень удовлетворенности образовательным процессом. Данная система применима также для программ бакалавриата и специалитета.
Ключевые слова: высшее образование, магистерские программы, качество образования, электромагнитная совместимость
Библиография:
1. Юркинская Е. В. Формирование подхода к повышению качества образования на основе концепции всеобщего управления качеством // Экономика качества. 2012. № 1. URL: http://eq-journal.ru/pdf/01/Юркинская%20ЕВ.pdf (дата обращения: 10.09.2019).
2. Иващенко Т. Н. Роль института магистратуры в системе российского образования // Вестн. гос. и муницип. управления. 2015. № 4. C. 75–79.
3. Ерофеева Г. В., Гриякова Ю. Л. Развитие тенденций высшего образования и формирование профессиональных компетенций магистрантов технических вузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Bulletin TSPU). 2012. Вып. 4 (119). C. 136–141.
4. Черная Ю. А. Оценка эффективности вуза в связи с внедрением критериев оценки качества образовательных услуг // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-9. С. 1999–2002.
5. Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 2–10.
6. Направления подготовки и программы магистратуры в ТУСУРе. URL: https://magistrant.tusur.ru/ru/magisterskie-programmy/ochnayaforma-obucheniya (дата обращения: 11.09.2017).
7. Кечиев Л.Н. Информационное обеспечение и состояние образования в области ЭМС // Технологии ЭМС. 2016. № 1 (56). С. 3–13.
8. Газизов Т. Р., Куксенко С. П., Заболоцкий А. М., Комнатнов М. Е., Салов В. К. Магистерская программа ТУСУРа «Электромагнитная совместимость радиоэлектронной аппаратуры» // Технологии ЭМС. 2016. № 1 (56). С. 24–34.
9. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 № 15471547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». URL: http://минобрнауки.рф/документы/5141 (дата обращения: 10.09.2017).
10. Трубченинова И. А., Бусыгина А. В. Анкетирование как ресурс для повышения качества образования в магистратуре // Доклады 23-й Междунар. науч.-практ. конф. «Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири» (СИБРЕСУРС-23-2017). Томск: В-Спектр, 2017. С. 77–80.
11. Трубченинова И. А., Газизов Т. Р. Практика реализации оценки качества магистерских программ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Bulletin TSPU). 2018. Вып. 8 (197). С. 177–184. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-177-184.
12. Трубченинова И. А., Лингевич Т. Е. Оценка качества образовательного процесса с использованием анкетирования // Материалы международной методической конференции «Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы». Томск: В-Спектр, 2019. С. 46–48.
13. Трубченинова И. А., Бусыгина А. В. Привлечение магистрантов к реализации научных проектов как эффективный способ организации научно-исследовательской работы // Научная сессия ТУСУР – 2018: материалы Междунар. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: В-Спектр, 2018. Т. 5. С. 311–312.
14. Постановление Правительства РФ № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». URL: https://regulations.tusur.ru/documents/243 (дата обращения: 15.10.2019).
15. Официальный сайт научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств» (НИЛ «БЭМС РЭС»). URL: http://talgat.org/news/ (дата обращения: 03.09.2018).
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 71 — 76
Скачиваний: 821