РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СПОСОБА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ВЗРОСЛЫХ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-55-60
Введение. Рассматривается актуальность развития сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Материал и методы. Материалом исследования послужило содержание работ Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева и др. по вопросам организации игровой деятельности дошкольников. Ведущий метод исследования – педагогический эксперимент, проведенный в 16 дошкольных образовательных организациях Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Казани и Якутска. Результаты и обсуждение. Представлены результаты исследований об отражении детьми знаний окружающего мира и действий взрослых в процессе игровой деятельности; рассмотрены проблемы становления игровой деятельности в современной дошкольной практике; актуализирована возможность использования проектно ориентированной деятельности как способа поддержки и развития сюжетно-игровых ситуаций у детей; описаны варианты проектной деятельности в развитии сюжетных игр, базирующиеся на этапах проблематизации, совместного поиска вариантов игровой деятельности, совместного планирования и исследовательского поиска; обобщена доступность и эффективность проектно ориентированных способов в становлении сюжетно-ролевых игр. Заключение. Использование технологии проектной деятельности – это доступный и эффективный способ, который может способствовать, во-первых, восстановлению статуса и ведущей роли сюжетно-ролевой игры в дошкольной практике, а во-вторых, становлению социальных предметных действий детей и отображению социальных отношений в детской игре в логике реальных отношений между людьми.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, творческие ролевые игры, игровые действия, уровни развития игры, характеристики развития ролевой игры, профессиональные сюжеты в игре, проектно ориентированная деятельность, проектная технология, исследовательский поиск, сюжетно-роле
Библиография:
1. Эльконин Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Etr-001/Etr-001.htm#hid1.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл; Эксмо, 2004. 512 с. Серия: Библиотека всемирной психологии.
3. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#hid35.
4. Смирнова Е. О. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Педагогическая наука и общество. 2005. № 2. С. 76–86.
5. Реброва В. И. Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО: учеб.-метод. пособие. СПб.: Галерея проектов, 2017. 40 с.
6. Реброва В. И. Образовательный потенциал сюжетно-ролевой игры // Детский сад будущего – галерея творческих проектов. 2016. № 4. С. 8–10.
7. Философский энциклопедический словарь / ред. Ф. Л. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.
8. Семёнова Н. А. Анализ проблем организации исследовательской деятельности детей (на примере конкурса «Твори, исследуй, пробуй!») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 115–118.
9. Поздеева С. И. Роль позиции педагога в изменении содержания образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 2 (53) С. 18–21.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 55 — 60
Скачиваний: 999