Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 27.12.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №1 ОСВОЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ОСВОЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ И ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО АНСАМБЛЯ

Величко Ю.В., Милицина О.В., Калашникова Ю.В.

DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-33-39

Информация об авторе:

Величко Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: july.veli4ko@yandex.ru Милицина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: olga-curan@yandex.ru Калашникова Юлия Владимировна, магистрант, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Россия, 430007). E-mail: olga-curan@yandex.ru

Введение. Проведен анализ применения этнокультурного подхода к музыкальному образованию младших школьников как фактору социализации обучающихся, их этнической идентификации и самоопределению в многонациональном культурном пространстве. Материал и методы. В процессе работы исследовался песенный материал в стиле местной народно-певческой традиции Никольского района Пензенской области, подголоски, напевы в народном стиле, которые составляют содержание этнокультурных и этномузыкальных знаний, осваиваемых младшими школьниками в фольклорном ансамбле. Их использование позволяет спроектировать процесс формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний как личностный интеллектуальный опыт, основанный на внутреннем принятии информации и реализующий эти знания в практических действиях. Результаты и обсуждение. Успешность формирования этнокультурных и этномузыкальных знаний младших школьников зависит от нескольких факторов: согласованности содержания музыкального репертуара специфике, формам и видам музыкально-творческой деятельности учащихся (фольклорной интерпретации, театрализации народной песни, пластическому интонированию и других); соответствия принципам наглядности, учета возрастного развития подрастающего поколения; возможности реализации принципа взаимодействия традиционных видов искусства в процессе его освоения в фольклорном ансамбле. В качестве элементов отбора музыкально-краеведческого материала актуализируется его духовно-нравственное содержание, наличие музыкально-художественных традиций, способствующих реализации права ребенка на собственную национальную художественную культуру и язык в процессе его развития и эстетического воспитания. Никольский район Пензенской области богат своими музыкальными традициями, что представляет особый музыкально-краеведческий интерес. Музыкальные традиции сохраняются благодаря культуросозидающим персоналиям, историческим и архитектурным символам, музыкально-краеведческому и фольклорному материалу края. Все это позволяет младшим школьникам быстрее и легче ориентироваться в этнокультурном наследии своего народа, нередко воплощенного в синтезе музыкальных традиций национальностей, проживающих на территории данной области. Педагогический потенциал этнокультурного музыкального материала заключается в том, что обеспечивает простоту и яркость художественно-образного восприятия произведений данной направленности. Заключение. Целенаправленные, систематические занятия с детьми в фольклорном ансамбле способствуют сохранению духовно-нравственных ценностей музыкальной культуры этноса. Младшие школьники демонстрируют не только знание песенной и танцевальной культуры этносов, проживающих в Пензенской области, но и патриотические гражданские качества, актуальные для современного этапа развития общества.

Ключевые слова: этномузыкальная культура, этнокультурная направленность, этнокультурные знания, музыкальное образование, культурные традиции

Библиография:

1. Шаповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М.: ВЛАДОС, 2002. 232 с.

2. Кобозева И. С., Чинякова Н. И. Традиционная музыкальная культура как способ вхождения в культуру своего народа // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2015. С. 331–334.

3. Карпушина Л. П. Теория, история и практика реализации этнокультурного подхода к общему музыкальному образованию. Саранск, 2011. 179 с.

4. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС, 2008. 463 с.

5. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35–42.

6. Кряклина Т. Ф. Использование этнопедагогических знаний в российской системе школьного образования (опыт экспериментальной работы в малокомплектной школе с. Иванкино Томской области) // Педагогика и просвещение. 2018. № 2. С. 68–77. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24991

7. Тард Г. Законы подражания. М.: Академический проект, 2011. 302 с.

8. Часовских Е. И. Организация вокальной работы в детском фольклорном коллективе // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сб. ст. по материалам X Междунар. науч.-практ. конф., 7 февр. 2014 г. / Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2014. С. 384–391.

9. Гаврилова Л. Г. Организационно-воспитательные и методические основы работы в детском фольклорном коллективе // Практико-ориентированная направленность народно-певческого образования: сб. материалов Всерос. науч.-метод. семинара, 6 дек. 2016 г. / отв. за вып. О. Я. Жирова, О. В. Логвинова. Белгород, 2017. С. 98–102.

10. Молоствова И. Е. Художественная интерпретация музыки как гуманитарная образовательная технология // Интеграция образования. 2012. № 4 (69). С. 79–83.

11. Шишкина С. В. Оптимальное сценическое самочувствие студента-бакалавра как профессиональное и индивидуально-личностное качество будущего учителя музыки // Гуманитарные науки и образование: науч. журн. 2016. № 1 (25). С. 84–89.

12. Милицина О. В. Этнокультурная направленность подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Музыка») к реализации дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 2 (30). С. 57–61.

13. Трофимова Е. Д. Этномузыкальная культура младших школьников // Педагогика и современность. 2016. № 2 (22). С. 55–59.

14. Санина М. К. Развитие этнокультурных знаний подростков в условиях мультикультурного общества // Гуманитарные исследования. Астрахань, 2009. № 2 (30). С. 236–240.

15. Величко Ю. В. Музыкально-краеведческая деятельность в подготовке педагогов к реализации дополнительного образования детей // Подготовка кадров к реализации дополнительного образования детей средствами искусства в условиях региона / под ред. Л. П. Карпушиной, Т. А. Козловой. Саранск, 2018. С. 182–183.

velichko_y._v._33_39_1_207_2020.pdf ( 352.13 kB ) velichko_y._v._33_39_1_207_2020.zip ( 344.09 kB )

Выпуск: 1, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 33 — 39

Скачиваний: 1345

Для цитирования:


2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ