Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 24.12.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №1 ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Поиск
  • Рейтинг
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шишкина С.В., Шутова Т.А., Величко Ю.В.

DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-48-55

Информация об авторе:

Шишкина Светлана Владимировна, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: sv430903@yandex.ru Шутова Татьяна Александровна, старший преподаватель, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: tatiana230373@rambler.ru Величко Юлия Викторовна, доцент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: july.veli4ko@yandex.ru

Введение. Дополнительное образование обладает высоким потенциалом влияния на музыкально-творческое развитие детей. Одной из интегративных форм образовательной деятельности является школьный театр, в рамках которого актуализируются разносторонние творческие способности обучающихся: музыкальные (вокальные, инструментальные), танцевальные, пластические, актерские, словесно-драматические и др. Цель – рассмотреть теоретико-методические основания развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности, осуществляемой в условиях дополнительного образования. Материал и методы. Для выявления состояния проблемы музыкально-творческого развития детей в условиях дополнительного образования и ее решения использовался метод анализа психолого-педагогической и методической литературы, позволивший разработать творческие задания для участников музыкально-театрального кружка. Результаты и обсуждение. В ходе исследования уточнены содержательные и структурные компоненты понятия «музыкально-творческие способности», включающие в себя общемузыкальные, специальные музыкальные (познавательные, исполнительские, творческие) и индивидуально-творческие способности детей (эмпатийность, артистизм, эмоциональность, образный характер мышления и др.). Подчеркивается, что музыкально-творческие способности – это комплекс личностных особенностей (мотивационной, эмоциональной, волевой, интеллектуальной и креативно-творческой сфер) и специальных способностей, необходимых для занятий искусством музыки. Методические рекомендации для педагогов описывают поэтапную организацию занятий в школьном театре (мотивационный, содержательный и процессуальный компоненты), наиболее эффективные методы музыкально-творческого развития обучающихся, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, а также согласуясь с синтетической природой музыкально-театрального жанра и коллективной формой сотворчества педагога и учащихся. Заключение. Развитие музыкально-творческих способностей у учащихся начальных классов средствами школьного театра зависит от организации учебного процесса, основанной на комплексном применении творческих заданий, направленных на формирование отдельно каждой структурной составляющей данных способностей, а также на их синтез. Эффективной формой проведения занятий в школьном театре в условиях дополнительного образования детей являются репетиции музыкально-театрализованных представлений, в ходе которых происходит не только музыкально-творческое, но и общекультурное развитие личности обучающихся, становление коллектива единомышленников.

Ключевые слова: школьный театр, музыкально-творческие способности, музыкально-театральные представления, дополнительное образование

Библиография:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // Официальный сайт Правительства России. URL: static.government.ru›media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 26.11.2019).

2. Виндекер О. С. Дифференциальная психология (прикладные аспекты): учебно-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 76 с.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с.

4. Терентьева Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. 184 с.

5. Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2005. 230 с.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 90 с.

7. Половинко Э. Р. Педагогическое обеспечение развития музыкальных способностей младших школьников средствами дидактической игры: дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2014. 242 с.

8. Неясова И. А., Соколова Ю. Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 45–51.

9. Милицина О. В. Этнокультурная направленность подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Музыка») к реализации дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 2 (30). С. 57–61.

10. Кондратьева Н. В., Ковалев В. П. Структура творческих способностей младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21736 (дата обращения: 08.11.2019).

11. Шишкина С. В. Использование техники монотипии в процессе музыкально-творческого развития учащихся // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 5. С. 45–47.

12. Пилипенко Л. Л. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 120 c.

13. Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2014. 240 с.

14. Матвеева А. Н. Театр как вид искусства и его воспитательное значение в школе // Библиотека. 2004. № 8. С. 14–16.

15. Михайлова А. Л. Ребенок в мире театра: методич. пособие по воспитанию зрительской культуры. М.: Просвещение, 2001. 143 с.

shishkina_s._v._48_55_1_207_2020.pdf ( 358.57 kB ) shishkina_s._v._48_55_1_207_2020.zip ( 349.95 kB )

Выпуск: 1, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: ОБЩЕЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Страницы: 48 — 55

Скачиваний: 1434

Для цитирования:


2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ