Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 07.12.2025
Главная Выпуски журнала 2020 Год Выпуск №2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ VS МНОГОМЕРНОСТЬ
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2025 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ VS МНОГОМЕРНОСТЬ

Копытов Анатолий Дмитриевич, Черепанова Тамара Борисовна

DOI: 10.23951/1609-624X-2020-2-117-123

Информация об авторе:

Копытов Анатолий Дмитриевич, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Черепанова Тамара Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). Е-mail: tb100@yandex.ru

Введение. Актуализированы современные требования к профессиональной педагогической деятельности, описаны ведущие функции образовательной системы и проанализированы нормативные регламенты к использованию понятий «компетенция» и «компетентность». Материал и методы. Материалом исследования выступили теоретические и эмпирические наблюдения по проблеме формирования будущих педагогов. Анализ актуальных научных источников позволил выявить ведущие идеи и проанализировать их с учетом современной практики профессионального педагогического образования. Результаты и обсуждение. Профессиональное педагогическое образование, ориентированное на формирование профессиональных компетентностей, находится в состоянии развития при удержании традиций отечественного образования как социальной практики и социального института. Совокупность проанализированных подходов к определению понятия профессиональной педагогической компетентности ряда ученых (Т. Г. Браже, А. В. Хуторской, С. Н. Чистякова и др.) позволила актуализировать современные требования к педагогу. В данном контексте были проанализированы несколько аналитических и форсайтных исследований с целью выделения ведущих тенденций развития системы профессиональной подготовки будущих учителей. С позиции пролонгированных требований к профессиональной педагогической деятельности описаны принципы междисциплинарности и феноменологическое видение понятия педагогической многомерности, учет которых может способствовать качественной подготовке будущего педагога. Заключение. Совокупность требований, предъявляемых к современному педагогу, требует и широкого знания собственно предметной области профессиональной деятельности, достаточных знаний в смежных областях знаний и обладания компетенциями, которые позволят оставаться пролонгированно востребованными в профессиональном плане, возможны при рациональном сочетании как междисциплинарных принципов организации образовательного процесса, так и принципов формирования личности как многомерного профессионала.

Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, профессиональные компетентности, компетенции, междисциплинарность, многомерность

Библиография:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 10.10.2019).

2. Браже Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление / под ред. Онушкина В. Г. // Тезисы к семинару 25–29 июля 1990 г. М: НИИОВ, 1990. С. 39–62.

3. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Электронный журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/yournal/2006/0505.htm (дата обращения: 21.11.2019).

4. Чистякова С. Н. Педагогические компетенции и их роль в обеспечении качества образования. URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/Nauchnye_shkoli/Chistyakova/ (дата обращения: 10.10.2019).

5. Балакирева Е. И., Малышева А. В., Коновалова Е. Ю. Профессиональная компетентность: сущностные характеристики и условия развития // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 154–158.

6. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе / пер. с англ. М., 2005.

7. Копытова Н. Е. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя вуза: от функций к компетенциям // Вестник Томского гос. ун-та. 2012. Вып. 10 (114). С. 103–112.

8. Форсайт образования 2035. Стратегические ориентиры: взгляд в будущее образования в 2035 г. URL: http://changelab.tilda.ws/2035 (дата обращения: 05.11.2019).

9. Атлас новых профессий. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 10.10.2019).

10. Общероссийский классификатор профессий и должностей ОКПДТР 2019. URL: http://www.ksoft.ru/okpdtr.htm (дата обращения: 15.10.2019).

11. Капустин Б. Междисциплинарность открывает путь к новому состоянию знания // Коммерсант. Наука. № 5 от 28.07.2017. С. 43. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3367606 (дата обращения: 23.12.2019).

12. Литвинова Т. Н., Ечка Е. М. Междисциплинарный подход в науке и образовании // Глобализационные процессы в условиях современности: профессиональный взгляд: межвузовский сб. науч. тр. Волгоград, 2015. С. 32–35.

13. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

14. Бордовский Г. А. Новые возможности, связанные с профессиональной многомерностью // Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с. С. 3–6.

15. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. 2015. №2 (40). С. 326–330.

16. Маркова Н. Г. Многомерность в профессиональной деятельности преподавателя в поликультурном образовательном пространстве вуза // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сб. материалов V Всерос. интернет-конф. с междунар. участием. М., 2017. С. 169–174.

kopytov_a._d._117_123_2_208_2020.pdf ( 439.22 kB ) kopytov_a._d._117_123_2_208_2020.zip ( 432.59 kB )

Выпуск: 2, 2020

Серия выпуска: Выпуск № 2

Рубрика: ПЕДАГОГИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Страницы: 117 — 123

Скачиваний: 1603

Для цитирования:


© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ