СКАЗОЧНЫЙ ИНТЕРТЕКСТ В РОМАНЕ ЛЕНЫ ЭЛТАНГ «КАМЕННЫЕ КЛЕНЫ» (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-3-53-62
Введение. Повышенная интертекстуальность романов современного писателя-модерниста Лены Элтанг многократно подмечалась критиками и исследователями. Обращение к интертексту (как к литературным произведениям, так к мифам и фольклору) повышает сематическую плотность повествования, помогает Элтанг раскрыть специфику сознания персонажей, осознающих себя параллельно существующими в социальной реальности и в культуре/текстах. Цель – выявить семантику и функции сказочного интертекста в модернистском романе Лены Элтанг «Каменные клены». Материал и методы. Применен интертекстуальный и мотивный анализ с опорой на работы И. Смирнова, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, И. Паперно. Также теоретической базой являются труды фольклористов и психологов, посвященные изучению мотивной структуры фольклорных сказок о девушке-сироте, сюжета инициации (Е. Н. Елеонская, О. М. Фрейденберг, Р. Ефимкина и др.). Материал исследования – роман Лены Элтанг «Каменные клены» (сюжетная линия центральной героини Саши Сонли). Результаты и обсуждение. Анализ романа позволил установить соответствие сюжетной логики романа мотивной структуре сказки, иллюстрирующей этапы инициации. Но, во-первых, в отличие от не знающей психологизма и рефлексивного героя сказки, роман Элтанг представляет собой прозу «потока сознания», ориентированную на раскрытие внутреннего мира человека. Во-вторых, сложная, по сравнению со сказкой, субъектная организация романного текста позволила Элтанг в сюжетных линиях разных героев выстроить аллюзии на сказки разных подтипов (о женской и мужской инициации, заколдованном царстве). Несмотря на индивидуальные усилия Саши Сонли не иметь сходства с падчерицей из сказки, ее судьба выстраивается в соответствии с фольклорным инвариантом сюжета о девушке-сироте (в чем проявляется авторская, надперсонажная воля): смерть матери, утрата дочерью защиты отца; противостояние падчерицы мачехе; соперничество сводных сестер; победа падчерицы благодаря волшебному средству (материнскому оберегу), который способствует и поиску жениха. Функции материнского оберега в романе выполняет Травник – «тайная тетрадка», соединяющая дневник и свод рецептов народной медицины. Он воспринимается Сашей как канал связи с умершей матерью, играет ключевую роль в поиске суженого. В духе модернизма, опирающегося в равной степени и на достижения психоанализа, и на культурные архаичные модели, сюжет инициации героев в романе фабульно выстраивается в соответствии с фольклорной сказкой, но этой внешнесобытийной канве сопутствует внутренний сюжет психологически сложного проживания героями запоздалого взросления, расставания с чувствами вины перед родителями и обиды на них, расставания с прошлым ради будущего. Заключение. Посредством сказочного интертекста Элтанг встраивает индивидуальную жизнь героев в хронотоп большой культуры. Частная жизнь героев ценна уникальностью переживаний, но событийно она повторяет вечные сюжеты.
Ключевые слова: современный модернизм, литература русской эмиграции, интертекст, сказочные образы и мотивы, инициация, Лена Элтанг
Библиография:
1. Фролова Т. Г. Эволюция метафорического стиля на рубеже ХХ–ХХI вв.: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2012. 21 с.
2. Михайлова Г., Самойленко А. Художественная картина мира в романе Лены Элтанг «Каменные клены» // Literatūra. Вильнюс: Вильнюсский университет, 2013. № 55 (2). С. 91–105. URL: http://www.literatura.flf.vu.lt/wp-content/uploads/2014/03/55_2_91_106.pdf (дата обращения: 3.02.2017).
3. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1994. 303 [1] c.
4. Гаспаров Б., Паперно И. К описанию мотивной структуры лирики Пушкина // Russiаn Romanticism: Studiesin the Poetic Codes. Stockholm. 1979. С. 9–44.
5. Элтанг Л. Каменные клены: роман. М.: АСТ: Астрель, 2009. 414 с.
6. Коврижных А. Ю. Поэтика романов Лены Элтанг // Язык. Культура. Коммуникации. 2015. № 1 (3). URL: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/184/387 (дата обращения: 12.08.2019).
7. Смирнов И. П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. 2-е изд. СПб.: Языковый центр СПбГУ, 1995. 189,[2] с.
8. Гаспаров М. Л. Литературный интертекст и языковой интертекст // Известия АН. Сер. литературы и языка. 2002. Т. 61, № 4. С. 3–9.
9. Гаспаров М. Л. Парафраз и интертекст. URL: https://www.ruthenia.ru/document/470280.html (дата обращения: 25.12.2019).
10. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ: лингвистика языкового существования. М.: Новое лит. обозрение, 1996. 352 с.
11. Степанов Ю. С. «Интертекст» – среда обитания культурных концептов (к основаниям сравнительной концептологии) (вторая редакция статьи, опубликованной в Известиях РАН. Серия литературы и языка. Москва, 2001). URL: http://abuss.narod.ru/Biblio/stepanov1.htm (дата обращения: 25.12.2019).
12. Мелетинский Е. М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. М.: Наука, 1983. 304 с.
13. Елеонская Е. Н. Сказка о Василисе Прекрасной и группа однородных с нею сказок // Сказка, заговор и колдовство в России: сб. трудов. М.: Индрик, 1994. С. 42–50. URL: https://yagaya-baba.ru/2018/05/06/10397.html (дата обращения: 10.01.2020).
14. Балушок В. Г. Инициации древних славян: попытка реконструкции. Русские народные сказки. URL: http://www.ru-skazki.ru/?view=article&catid=82&id=6458&format=pdf&option=com_content (дата обращения: 25.12.2019).
15. Линкольн Б. Инициация: женские инициации / пер. с англ. И. С. Анофриев. URL: https://religious.life/2014/04/bryuslinkoln-initsiatsiya-zhenskie-initsiatsii-anofriev/ (дата обращения: 25.12.2019).
16. Ефимкина Р. Три инициации в «женских» волшебных сказках // Российский гештальт. Вып. 4. М., Новосибирск. 2003. С. 18–37. https://www.b17.ru/blog/64825/ (дата обращения: 25.12.2019).
17. Графф А. Реконструкция обрядов инициации у праславян. URL: https://www.proza.ru/2009/11/20/7 (дата обращения: 25.12.2019).
18. Сапожникова О. С. «Лечебник Строгановых лекарств» и Лицевой травник Сергия Шелонина // Историк и источник: сб. ст. к юбилею С. Н. Кистерева. СПб.: Искусство России, 2018. С. 439–485.
19. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. М.: Восточная литература, РАН, 1998. 800 с. URL: http://www.fedy-diary.ru/html/102010/18102010-01b.html (дата обращения: 25.12.2019).
20. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998. 512 с. URL: https://bookscafe.net/read/propp_vladimir-istoricheskie_korni_volshebnoy_skazki-22520.html#p104 (дата обращения: 12.01.2020).
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 53 — 62
Скачиваний: 848