ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ Е. Г. ВОДОЛАЗКИНА «БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-3-63-71
Введение. Повесть Е. Г. Водолазкина «Близкие друзья» была опубликована в 2013 году и еще не стала объектом пристального внимания литературоведов. В качестве отправной точки исследования были использованы материалы интервью Е. Г. Водолазкина и статья А. А. Бернацкой. Большую роль в повести играет историко-литературный и культурологический контекст, который не становился объектом специального исследования. Анализ интертекста позволит выявить более широкую, чем проявлена в сюжетной логике, проблематику произведения. Цель – исследовать художественное (система персонажей, приемы раскрытия образа героев, интертекст) и тематическое своеобразие повести для выявления идеи произведения. Материал и методы. В работе использованы сравнительно-сопоставительный, историко-культурный методы. Теоретической базой послужили работы отечественных и зарубежных литературоведов. Результаты и обсуждение. Повествовательную манеру Е. Г. Водолазкина отличает наличие дистанции между героем и автором-повествователем. Внутренний мир героев повести остается в большей степени закрытым, описываемые события подаются в документально-отстраненной манере, в результате чего поступки и действия персонажей оказываются немотивированными, что затрудняет проникновение во внутренний мир героев. Интертекстуальность и историко-культурный контекст являются основными способами раскрытия проблематики повести. Упоминаемые в тексте произведения («Смерть в Венеции» Т. Манна, «Страдания молодого Вертера» И. В. Гёте и др.), элементы обрядовых игр (инициация) помогают понять, что происходит в сознании героя Ральфа Вебера, какие именно переживания становятся для него определяющими. Аллюзивный план повести позволяет в бытовых действиях персонажей (Ральфа и Эрнестины) обнаружить более глубокий смысл и соотнести проблематику «Близких друзей» с определенным культурно-литературным контекстом. Заключение. Создавая образы персонажей – носителей германской ментальности середины ХХ века, Е. Г. Водолазкин использует аллюзии на знаковые тексты немецкой культуры (И. В. Гёте, Э.-Т.-А. Гофмана, Т. Манна). Отсылка к упоминаемым произведениям помогает сориентироваться в художественном пространстве повести, определить доминантные черты характеров героев, постичь нравственно-философскую проблематику произведения. В повести можно выделить несколько уровней повествования: бытовой, символический, исторический. На уровне бытовом поступки и действия Эрнестины нелогичны и непоследовательны: требуя соблюдения клятвы от друзей, она нарушает ее, руководствуясь неосознанными желаниями и физиологическими потребностями. На уровне символическом Эрнестина является носителем тайного знания, а ее действия продиктованы стремлением воссоединения, сохранения, продолжения рода, что делает ее олицетворением созидающих сил природы. Ральф является носителем исторического знания и связанного с ним осознания исторической вины Германии перед русским народом. Исполнение детской клятвы ограждает его от хаоса бытия, наполняет жизнь смыслом. Окончательное воссоединение мертвых и живых на кладбище – локусе самых острых исторических и культурных переживаний – символизирует единство и преемственность поколений, противостоящих катастрофе разъединения и, как следствие, преодоления распада, уничтожения.
Ключевые слова: Евгений Германович Водолазкин, повесть «Близкие друзья», современная русская литература, литературный контекст
Библиография:
1. Бернацкая А. А. Повесть Е. Г. Водолазкина «Близкие друзья» в лингвоидеологическом ракурсе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/18231813 (дата обращения: 14.06.2019).
2. Светская жизнь на Неве. URL: http://svetznn.com/blizkie-druzya/ (дата обращения: 14.06.2019).
3. Водолазкин Е. Г. Близкие друзья. Повесть. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2013/3/blizkie-druzya.html (дата обращения: 12.06.2019).
4. Подрезова Н. Н., Харлашкин Ю. С. Семантика кладбищенского хронотопа в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-kladbischenskogo-hronotopa-v-romane-e-g-vodolazkina-lavr (дата обращения 12.05.2019).
5. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/geography/text/2354371 (дата обращения: 05.08.2019).
6. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. 364 с.
7. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996. URL: https://history.wikireading.ru/26440 (дата обращения: 17.06.2019).
8. Купер Дж. Энциклопедия символов. URL: https://bookree.org/reader?file=597378&pg=319 (дата обращения 12.07.2019).
9. Райкова О. А. Элевсинские мистерии как способ прижизненного переживания смерти. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elevsinskie-misterii-kak-sposob-prizhiznennogo-perezhivaniya-smerti (дата обращения: 12.08.2019).
10. Харузина В. Игрушки у малокультурных народов // Игрушка. Ее история и значение: сб. ст. / под ред. Н. Д. Бартрам. М.: Изд-во Т-ва И. Д. Сытина, 1912. URL: http://tehne.com/node/4149 (дата обращения: 12.12.2019).
11. Мишина М. А. О знаковой природе и семиотическом статусе традиционной куклы. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/oznakovoy-prirode-i-semioticheskom-statuse-traditsionnoy-kukly (дата обращения: 10.08.2019).
12. Шлапоберская С. Сказка и жизнь у Э.-Т.-А. Гофмана. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ger/shlapoberskayaskazka-i-zhizn-u-gofmana.htm (дата обращения: 18.09.2019).
13. Королева В. В. «Гофмановский комплекс» в театральной эстетике Серебряного века» // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. № 439. С. 18–25.
14. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_new/4886/%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0 (дата обращения: 05.10.2019).
15. Тураев С. В. От Просвещения к Романтизму. М.: Наука, 1983.
16. Хализев В. Е. Теория литературы: уч. для студентов высш. уч. заведений. М.: Высшая школа, 1999. URL: http://bookre.org/reader?file=57321&pg=1 (дата обращения: 10.08.2019).
17. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра / подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Страницы: 63 — 71
Скачиваний: 926