СПЕЦИФИКА РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В ДИСКУРСЕ КОНВЕРГЕНТНОГО РАДИО
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-5-42-47
Введение. Современные медийные дискурсы, формируемые на пересечении разных (конкурирующих и взаимодействующих) практик интернета, рекламы, PR-коммуникации и источников СМИ, реализуют семиотическую среду, которая с точки зрения выполняемых функций может быть охарактеризована как монологическая, ориентированная на развлечение аудитории. Эксплозия способов привлечения внимания явно диссонирует с имплозией содержательных доминант дискурса, подвергающихся существенному воздействию развлекательной функции, которую можно охарактеризовать как ценностно-ориентирующую идеологию современных СМИ. Цель статьи – описать специфику развлекательной функции СМИ в дискурсивном пространстве конвергентного радио. Объект исследования – дискурсивная практика конвергентного радио. Материал и методы. Рассматриваются новые формы медийной коммуникации, значимые в аспекте тех технологических и социокультурных изменений, которые обусловили появление конвергентного радио. На материале веб-страниц и социально-сетевых версий радиоканалов анализируются дискурсивные механизмы реализации развлекательной функции. На основе теоретических положений дискурс-анализа и социальной семиотики делается предположение о гедонистическом характере развлекательной функции конвергентного радио. Результаты и обсуждение. Прежде всего гедонистические характеристики распространяются на коммуникационную среду радио, адресаты которого стали полноправными субъектами дискурса и его акторами. Информационный контент конвергентного радио формируется в среде активной коммуникации, в жанрах, которые унаследовали прототипические черты интернет-общения (чат-коммуникации). Если коммуникативный гедонизм как базовый компонент развлекательной функции и основная стратегия взаимодействия с адресатом достаточно хорошо представлен в научной литературе, то акциональный гедонизм рассматривается в этом качестве впервые. Заключение. Проанализированы те способы междискурсивного взаимодействия, которые являются основополагающими для формирования развлекательно-гедонистической функции, моделирующей особый тип отношений субъектов дискурса на основе потребительской идеологии. Сделаны выводы о значимости этого функционального компонента для дискурсивной среды конвергентного радио, в которой границы между развлекательным, информационным и аналитическим становятся очевидно нечеткими.
Ключевые слова: дискурс конвергентного радио, дискурсивное взаимодействие, коммуникативный и акциональный гедонизм радиодискурса, потребительская идеология
Библиография:
1. Маклюэн М. Г. Понимание медиа: внешнее расширение человека. М.: Кучково поле, 2018. 464 с.
2. Дейк Т. А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Либроком, 2013. 344 с.
3. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ // Теория и метод. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. 336 с.
4. Картины русского мира: современный медиадискурс / З. И. Резанова, Л. И. Ермоленкина, Е. А. Костяшина и др.; ред. З. И. Резанова. Томск: ИД СК-С, 2011.
5. Kress G., van Leeuwen T. Multimodal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London: Arnold, 2001.
6. Барт Р. Риторика образа. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 297–318.
7. Мальковская И. А. Знаки коммуникации. Дискурсивные матрицы. М.: КомКнига, 2005. 240 с.
8. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2002. 322 с.
9. Средства массовой информации России: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2008. 380 с.
10. Кубракова Н. А. Пpинцип кoммyникaтивнoгo гeдoнизмa в жанре чат интернет-коммуникации // Beстн. Чeлябинскoгo гoс. ун-тa. 2013. № 4 (295). Филoлoгия. Искyсствoведeние. Bып. 75. С. 60–65.
11. Попова Д. А. Способы репрезентации субъектности цифровой личности в жанре интернет-комментария: автореф. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2017. 27 с.
12. Баканов А. А. Бентам // Новейший философский словарь. Минск: Книжный Дом, 2003. 1280 с.
13. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004. 544 с.
14. Чернявская В. Е. Текст в медиальном пространстве. М.: Либроком, 2013. 232 с.
15. Зарецкая Е. Н. Деловое общение: учебник: в 2 т. М.: Дело, 2002. Т. II. 720 с.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ
Страницы: 42 — 47
Скачиваний: 624