О ПОЭТИКЕ ДРАМЫ И НЕ ТОЛЬКО… ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА ВАЛЕНТИНЫ ЕГОРОВНЫ ГОЛОВЧИНЕР
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-5-206-227
Введение. Статья приурочена к 75-летнему юбилею профессора В. Е. Головчинер и посвящена анализу ее научной деятельности. Цель статьи – определить этапы и направления научно-педагогической деятельности ученого. Материалы и методы. Материалом исследования послужили научные труды (статьи, доклады, монографии) В. Е. Головчинер и ее учеников. Систематизация и описание результатов научной работы ученого осуществлялись в сопоставлении с ведущими концепциями отечественной филологии. Результаты и обсуждение. Впервые научное наследие В. Е. Головчинер рассмотрено как целостное явление; выявлены принципы, которыми руководствовался ученый в разные периоды научной деятельности; выделены ключевые идеи ее работ: 1) формирование эпической драмы как специфического направления в отечественном литературном процессе ХХ в., обусловленного культурно-историческими обстоятельствами и имеющего две типологические разновидности – метафорическую и метонимическую – с характерными чертами поэтики; 2) специфика художественного произведения во многом обусловлена родовыми чертами, поскольку каждый род литературы имеет свои выразительные возможности; 3) закономерная смена жанровой парадигмы в эпоху неклассической поэтики приводит к тому, что канонические жанры уступают место авторским моделям творчества, выступающим в качестве нового способа завершения художественного целого. Теоретическая значимость исследования: научное наследие В. Е. Головчинер введено в историко-научный контекст; освещены основные направления ее исследований; проанализирован эвристический потенциал теоретических положений и кратко охарактеризованы тезисы основных работ. Практическая значимость исследования: выводы и результаты исследования могут быть использованы при составлении рабочих программ филологических дисциплин, разработке учебных материалов, пособий по истории отечественного литературоведения. Заключение. Научные разработки профессора В. Е. Головчинер не только являются концептуальными в отдельных вопросах теории литературы, открывают интересные историко-литературные факты, но и отражают общие тенденции филологической науки, развивают достижения томской школы литературоведения, изучающей отечественную драму.
Ключевые слова: профессор В. Е. Головчинер, обзор научной деятельности, история и теория драмы, методология литературоведения
Библиография:
1. Головчинер В. Е. Эпический театр Евгения Шварца. Томск: Изд-во ТГПУ, 1992. 184 с.
2. Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 241 с.
3. Головчинер В. Е. Действие и конфликт как категории драмы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 6 (22). С. 65–71.
4. Головчинер В. Е. К вопросу о статусе эпической драмы в системе драматического рода // Драма и театр: сб. науч. тр. / под общ. ред. Н. И. Ищук-Фадеевой. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. С. 7–22.
5. Головчинер В. Е. Действие как специфическая категория драмы // Драма и театр: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. И. Ищук-Фадеева, отв. секретарь Н. В. Глушенко. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2005. С. 6–17.
6. Головчинер В. Е. Неклассическая драма в русской литературе // Литература и театр: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации, почетного профессора Самарского гос. ун-та Льва Адольфовича Финка, 13–15 ноября, г. Самара / отв. ред. Э. Л. Финк, Л. Г. Тютелова. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2006. С. 46–60.
7. Головчинер В. Е. Тенденции жанрово-родовых изменений в русской литературе ХХ в. // Русская литература ХХ–ХХI: проблемы теории и методологии изучения: материалы Третьей междунар. науч. конф. (4–5 дек. 2008). М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 10–14.
8. Головчинер В. Е. Функции протосюжета в русской драме ХХ века // Сибирский филологический журнал. 2010. № 1. С. 12–18.
9. Головчинер В. Е. К истории вопроса об эпическом в драме // Художественное творчество и литературный процесс: сб. ст. / отв. ред. Н. Н. Киселёв. Томск, 1985. С. 40–51.
10. Головчинер В. Е. У истоков жанра («На дне» как опыт эпической драмы) // Драматургические искания Серебряного века: межвуз. сб. науч. тр. Вологда: Изд-во Вологодского гос. ун-та, 1997. С. 86–98.
11. Головчинер В. Е. Драма родилась на площади… // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе XX века (архетип, мифологема, мотив): материалы юбилейной конф., посвящ. 100-летию ТГПУ и 5-летию кафедры литературы XX века и МХК. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002. С. 8–16.
12. Головчинер В. Е. Две театральных системы – два типа драмы // Системы и модели: границы интерпретаций: сб. тр. всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. С. 41–46.
13. Головчинер В. Е. Развитие драматургических принципов В. Маяковского: от «Мистерии-буфф» к «Бане» // Писатель в литературном процессе: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. проф. В. В. Гуры. Вологда: Изд-во Вологодского гос. ун-та, 1991. С. 58–70.
14. Головчинер В. Е. Эпические тенденции в драматургии «третьей волны» («Цапля» В. Аксенова, «Демократия» И. Бродского) // Литература «Третьей волны»: сб. науч. ст. / ред.-сост. В. П. Скобелев. Самара: Изд-во Самарского гос. ун-та, 1997. С. 67–78.
15. Головчинер В. Е. «Горина надо осмыслить как нашу закономерность…» // Неординарные формы русской драмы ХХ столетия: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. Ю. В. Бабичева. Вологда: Изд-во Вологодского гос. ун-та, 1998. С. 56–75.
16. Русская литература ХХ века: 1930-е – середина 1950-х годов: в 2 кн.: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования: в 2 т. / Н. Л. Лейдерман, М. А. Литовская, М. Н. Липовецкий и др.; под ред. Н. Л. Лейдермана, М. Н. Липовецкого и М. А. Литовской. М.: Академия, 2014.
17. Лихачёв Д. С. Вторая международная конференция по поэтике // Вести АН СССР. 1962. № 2. С. 97–98.
18. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. / ред. С. Г. Бочаров, Л. А. Гоготишвили. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. 799 c.
19. Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М.: Просвещение, 1974. 513 с.
20. Головчинер В. Е. Некоторые особенности конфликта и композиции в пьесе Е. Шварца «Голый король» // Сборник трудов молодых ученых / ред. Н. Б. Реморова. Томск: Изд-во ТГУ, 1973. С. 162–178.
21. Головчинер В. Е. «Чужой сюжет» в пьесе Е. Шварца «Голый король» // Сборник трудов молодых ученых / ред. Н. Б. Реморова. Томск: Изд-во ТГУ, 1974. С. 146–161.
22. Головчинер В. Е. Художественное своеобразие драматургии Е. Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон»): дис. … канд. филол. наук. Томск, 1975.
23. Головчинер В. Е. Структура драматического действия в пьесе Е. Шварца «Тень» // Проблемы литературных жанров: материалы второй науч. межвуз. конф., 30 сентября – 4 октября 1975 г. Томск: Изд-во ТГУ, 1975. С. 151–154.
24. Художественное творчество и литературный процесс / ред. М. И. Сваровская. Томск: Изд-во ТГУ, 1982. Вып. 4. 159 с.
25. Головчинер В. Е. Трансформация эпического в ранней советской драматургии // Проблемы литературных жанров: материалы четвертой науч. межвуз. конф., 28 сентября – 1 октября 1982 г. Томск: Изд-во ТГУ, 1983. С. 237–239.
26. Головчинер В. Е. Опыт эпической драмы (пьеса С. Третьякова «Рычи, Китай!») // Проблемы литературных жанров: материалы V науч. межвуз. конф. / под ред. Ф. З. Кануновой, Н. Н. Киселева, А. С. Янушкевича. Томск: Изд-во ТГУ, 1987. С. 145–147.
27. Головчинер В. Е. К определению понятия «эпическая драма» // Проблемы литературных жанров: материалы VI науч. межвуз. конф., 7–9 декабря 1988 г. Томск: Изд-во ТГУ, 1990. С. 187–189.
28. Головчинер В. Е. Поэтика тождества (пьеса В. Максимова «Кто боится Рэя Брэдбери?») // Литература «Третьей волны»: сб. науч. ст. / ред.-сост. В. П. Скобелев. Самара: Изд-во Самарского университета им. акад. С. П. Королева, 1997. С. 295–309.
29. Головчинер В. Е. Эпическое и архаическое в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1998. № S1. С. 65–71.
30. Русанова О. Н., Изместьева К. В., Полева Е. А., Чернявская Ю. О., Малышева Л. Г. «Живу беспокойно...»: к юбилею профессора В. Е. Головчинер // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 237–243.
31. Бабичева Ю. В. «Осмыслить как закономерность…» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2001. Вып. 1 (26). С. 94–96.
32. Дележа Е. Клондайк // Петербургский театральный журнал. 2002. № 27. С. 135.
33. Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе. 2-е изд., доп. и испр. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 318 с.
34. Головчинер В. Е. Путь России в поэме А. Блока «Двенадцать» (методика исследования родовых доминант текста) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 1997. Вып. 1 (1). С. 44–53.
35. Головчинер В. Е. Эхо горьковской пьесы «На дне» в драматургии ХХ века // Русская литература в современном культурном пространстве: материалы II Всерос. науч. конф., посвящ. 100-летию Томского гос. пед. ун-та / отв. ред. В. Е. Головчинер. Томск: Изд-во ТГПУ, 2003. С. 4–11.
36. Головчинер В. Е. Открытия М. Горького в контексте драматургических исканий эпохи. К 100-летию создания пьесы «На дне» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2004. Вып. 3 (40). С. 20–26.
37. Головчинер В. Е. «Три сестры» А. П. Чехова в контексте исканий драмы начала ХХ века // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 8 (98). С. 5–10.
38. Головчинер В. Е. Проблема героя в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Театр и драма: эстетический опыт эпохи. 2016. № 3. С. 77–87.
39. Головчинер В. Е. «Обыкновенное чудо» в творческих исканиях Е. Шварца // Драма и театр: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. И. Ищук-Фадеева. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 2002. С. 172–187.
40. Головчинер В. Е. «Протосюжет» в сказках Е. Шварца (трансформация и функционирование) // Сибирский филологический журнал. 2003. № 2. С. 54–64.
41. Головчинер В. Е., Русанова О. Н. Пьеса «Одна ночь» в творчестве Е. Л. Шварца военной поры // Русская литература в современном культурном пространстве: сб. ст. по материалам VIII Всерос. науч. конф. / отв. ред. М. А. Хатямова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015–2016. С. 115–128.
42. Головчинер В. Е. Контекст стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2001. Вып. 1 (26). С. 50–57.
43. Головчинер В. Е. «Хорошее отношение к лошадям» и «Прозаседавшиеся» в контексте русской классики // Сибирский филологический журнал. 2007. № 3. С. 38–47.
44. Головчинер В. Е. Трансформация видения в «Юбилейном» В. Маяковского // Бахтин и литературная герменевтика: сб. науч. ст. Кемерово, 2016. С. 69–83.
45. Головчинер В. Е. «Юбилейное» и «Во весь голос» в логике одного лирического сюжета В. Маяковского 1920-х годов // Владимир Маяковский в мировом культурном пространстве. К 125-летию со дня рождения. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 31–40.
46. Головчинер В. Е. Лирический сюжет встречи в ранних стихах и «Необычайном приключении» В. Маяковского // Сибирский филологический журнал. 2016. № 4. С. 61–78.
47. Головчинер В. Е. Два виденческих текста в лирике В. Маяковского конца 1920-х годов (18-я глава поэмы «Хорошо», «Разговор с товарищем Лениным») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 1 (198). С. 27–37.
48. Головчинер В. Е. «Прощание в июне» А. Вампилова как эпическая – неклассическая драма // Сибирский филологический журнал. 2017. № 4. С. 101–113.
49. Головчинер В. Е. М. Горький – «основоположник» эпической драмы XX века // Максим Горький и литературные искания ХХ столетия. Горьковские чтения, 2002 г.: материалы междунар. конф. Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н. И. Лобачевского, 2004. С. 291–295.
50. Головчинер В. Е. К вопросу о статусе эпической драмы в системе драматического рода // Опыты изучения драмы: сб. науч. тр. / сост. Н. Г. Медведева; отв. ред. Д. И. Черашняя. Ижевск, 2010. С. 46–63.
51. Головчинер В. Е. Русские корни эпической драмы // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог / ред. Т. Л. Рыбальченко. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2009. С. 5–21.
52. Русанова О. Н. Культурные модели в русской литературе и их воплощения в авторском тексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2008. Вып. 2 (76). С. 103–105.
53. Головчинер В. Е. К проблеме понятия «культурная модель». Системы и модели в литературоведении (размышления на заданную тему) // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе: материалы III Всерос. с междунар. участием науч. конф. / сост. В. Е. Головчинер. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. С. 3–11.
54. Головчинер В. Е. Топос как основание выделения театральных систем и типов драмы в рефлексии А. С. Пушкина и А. А. Гвоздева // Драма и театр. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 2009. С. 24–36.
55. Головчинер В. Е. А. С. Пушкин о «реформе» драмы // Текст. Комментарий. Интерпретация: межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2008. С. 50–58.
56. Головчинер В. Е., Русанова О. Н. Авторская модель художественного текста как синтез выразительных возможностей рода литературы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 178–185.
57. Головчинер В. Е. Действие как категория драмы // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2008. № 2. С. 7–14.
58. Головчинер В. Е. «Что такое счастье, каждый понимал по-своему...» к 100-летию А. П. Гайдара // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 6 (51). С. 5–8.
59. Головчинер В. Е. Сергей Третьяков – учитель Бертольта Брехта // Сибирский филологический журнал. 2014. № 2. С. 118–125.
60. Головчинер В. Е. К истории первой литературоведческой статьи о пьесе Н. Эрдмана «Самоубийца» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2019. Вып. 6 (203). С. 118–121.
61. Головчинер В. Е. Трансформация мотива «договора человека с дьяволом» в драматургии Н. Эрдмана 1920-х годов // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе (архетип, мифологема, мотив): материалы II Междунар. науч. конф. / науч. ред. В. Е. Головчинер. 2005. С. 118–128.
62. Головчинер В. Е. «Черти родят болото...», или Проблема интерпретации пьес Н. Эрдмана // Памяти профессора В. П. Скобелева. Проблемы поэтики и истории русской литературы XIX–ХХ веков: междунар. сб. науч. ст. Самарский государственный университет, кафедра русской и зарубежной литературы. Самара, 2005. С. 258–271.
63. Головчинер В. Е. Драматургия Н. Эрдмана в советском и постсоветском восприятии // Русская литература в современном культурном пространстве: материалы III Всерос. науч. конф. Томск: Изд-во ТГПУ, 2005. С. 94–100.
64. Головчинер В. Е. Визуальный потенциал драматического текста (опыт Н. Эрдмана в пьесе «Мандат») // Драма и театр: сб. науч. тр. / отв. ред. Н. И. Ищук-Фадеева, вып. ред. Е. Г. Милюгина. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 2007. С. 7–22.
65. Головчинер В. Е., Фридман Дж. Трансформации «Музыкального магазина» В. Масса и Н. Эрдмана // Трансформация и функционирование культурных моделей в русской литературе: материалы III Всерос. с междунар. участием науч. конф. / сост. В. Е. Головчинер. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. С. 294–304.
66. Головчинер В. Е. К юбилею Николая Эрдмана // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 5–6.
67. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 7 (109). 252 с.
68. Головчинер В. Е. Комедийное, комическое, смеховое («Дни Турбиных» М. Булгакова, «Мандат» Н. Эрдмана) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 7 (109). С. 47–75.
69. Головчинер B. Е., Прохоренко Н. А. Маски в пьесе Виктора Коркия «Гамлет.ru» // Polilog. Studia Neofilologiczne. 2012. nr 2. С. 303–312.
70. Головчинер В. Е., Сумина Е. Г. Поэтика тройственности в первой пьесе Н. Мошиной «Треугольник» // Театр и драма: эстетический опыт эпохи. 2013. № 1. С. 205–211.
71. Головчинер В. Е., Сумина Е. Г. «Сцены последних дней» Наталии Мошиной // Драма и театр: сб. науч. тр. памяти Нины Ивановны Ищук-Фадеевой / отв. ред. Н. В. Семенова; редкол. С. Ю. Артемова, А. Г. Степанов. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 2015. С. 78–86.
72. Изместьева К. В. Трансформация сказочных мотивов в пьесе Л. Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 7 (148). С. 204–210.
Выпуск: 5, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ЮБИЛЕИ
Страницы: 206 — 227
Скачиваний: 747