СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-1-132-138
Введение. Представлены результаты изучения проблемы социализации детей в условиях дополнительного образования средствами искусства. Приводится теоретический анализ понятий «социализация», «культурная социализация» и базовые составляющие структуры этих категорий, в частности «система индивидуальных значений личности», которая определяет результаты социализации детей как социально-педагогического явления. Раскрыта специфика культурной социализации детей в условиях дополнительного художественного образования. Даны психолого-педагогические ориентиры по формированию системы индивидуальных значений (направленность ценностных ориентаций, потребностей, мотивов поведения и деятельности и др.) в сфере функционирования художественно-эстетического контента современного дополнительного образования. Цель – обосновать и конкретизировать современные ориентиры социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства. Материал и методы. Использовались теоретические методы междисциплинарного изучения процесса социализации растущей личности, ее духовно-культурного аспекта, проведен анализ актуальных научных исследований, раскрывающих методологические ориентиры, которые опосредуют эффективность результатов процесса культурной социализации детей в современных условиях функционирования дополнительного художественного образования. Методологическими ориентирами служили личностный, деятельностный, комплексный, сравнительно-сопоставительный подходы, теоретический анализ научной литературы и классификация, обобщение результатов исследования. Результаты и обсуждение. Процесс социализации в научных исследованиях рассматривается не только с точки зрения социума, но и с позиции личности, что актуализирует роль личностного и деятельностного подхода к взаимодействию ребенка и мира художественной культуры. Важным результатом культурной социализации детей в дополнительном образовании становится система индивидуальных значений как личностного образования (направленность ценностных ориентаций, потребностей и мотивов деятельности и др.). Совокупность междисциплинарных научных исследований (М. В. Богуславский, И. А. Пахомов, В. В. Павловский и др.) позволяет выделить особенности процесса социализации в современных условиях функционирования учреждений дополнительного образования детей – цифровая среда, изменение содержания и методической системы художественного дополнительного образования (появление реального онлайн- и офлайн-образования), нацеленность педагога на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и реализацию индивидуально-дифференцированного принципа в дополнительном образовании средствами искусства. Заключение. Современные ориентиры процесса культурной социализации в дополнительном образовании средствами искусства (взаимопроникновение идей и методического инструментария личностного и деятельностного подходов и методов цифровой педагогики) способствуют формированию системы индивидуальных значений личности художественно-эстетической, творческой направленности, саморазвитию и самореализации ребенка в постоянно изменяющейся культурной среде, что является основным критерием эффективности и результативности процесса социализации растущей личности.
Ключевые слова: социализация, культурная социализация, система индивидуальных значений личности, дополнительное художественное образование детей
Библиография:
1. Пахомов И. А. Социальный опыт личности: междисциплинарный категориальный анализ // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 183. С. 70–84. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-183-70-84
2. Алпатова К. А. Социализация как процесс и результат взаимодействия «Я» и «Другого» (социально-философский аспект): автореф. дис. … канд. филос. наук. Пятигорск, 2010. 15 с.
3. Карпушина Л. П., Соколова Ю. Н. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education.ru/101-5097 (дата обращения: 06.10.2020).
4. Неясова И. А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3 (18). С. 158–160.
5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
6. Карпова Ю. А. Инновации. Интеллект. Образование. М.: МГУЛ, 1998. 308 с.
7. Кобозева И. С. Диалог в поликультурно-ориентированной музыкальной подготовке детей в учреждении дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. № 1 (29). С. 27–36.
8. Павловский В. В. Социология молодежи и ювенология // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 46–52.
9. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontsep-tsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 08.09.2020).
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 27.09.2020).
11. Чинякова Н. И. Организация волонтерской деятельности детей в дополнительном музыкальном образовании // Гуманитарные науки и образование. 2020. № 2 (11). С. 97–103.
12. Пупкова Н. Ф. Педагогические условия формирования социально-значимых качеств младших школьников во внеурочной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2010. Т. 10, № 1. С. 71–75.
13. Богуславский М. В. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа // Первое сентября. 2007. № 1. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200700110 (дата обращения: 27.09.2020).
14. Асатрян О. Ф. Музыкально-образовательное пространство современной школы в контексте педагогических инноваций // Современные тенденции в обучении и воспитании средствами искусства: сб. науч. ст. Чебоксары: Чувашский гос. пед. университет, 2017. С. 24–29.
15. Горшенина С. Н., Ломакина Т. А. Формирование этнокультурных представлений у младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова. – Волковские чтения «Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности». Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2017. С. 334–336.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 132 — 138
Скачиваний: 703