ТРОЛЛИНГ КАК ФОРМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-4-48-56
Введение. Рассматривается одна из форм речевой агрессии, представленная в интернет-коммуникации. Троллинг – явление, развивающееся вместе с новыми интернет-технологиями, характерное исключительно для сетевого дискурса и находящее свое воплощение в провокативных репликах. Троллинг является формой проявления речевой агрессии, он обусловлен характером интернет-дискурса. Цель – исследование троллинга как одной из форм речевой агрессии в интернет-коммуникации. Материал и методы. Материалом послужили публикации и комментарии в сообществе российских школьников в социальной сети «ВКонтакте». Основным методом стал дискурсивный анализ. При отборе материала применялся метод сплошной выборки. Результаты и обсуждение. Актуализируется проявление речевой агрессии в сетевой коммуникации российских школьников. Рассмотрены и охарактеризованы техники троллинга, стратегии и тактики, посредством которых реализована данная форма речевой агрессии. Среди наиболее часто используемых школьниками техник провокативного поведения в сети можно выделить технику опровержения общественного мнения посредством оппозиционных высказываний и технику перехода на личности. Основной стратегией троллинга является стратегия провокации, реализующаяся посредством различных тактик: высмеивания оппонента, тактики тотального отрицания и резкой смены поведения коммуниканта. Троллинг как форма проявления речевой агрессии в интернет-коммуникации всегда находит свое выражение в провокативных репликах. По своему лингвопрагматическому статусу троллинг является высказыванием, в основе которого лежит конфликтогенный потенциал. Данная форма речевой агрессии реализуется как конфликтный коммуникативный акт, который может развиваться по нескольким сценариям. Тематика сообщества обусловливает использование в рамках троллинга провокационных реплик, касающихся конкретных сфер школьной жизни. Основной целью сетевых провокаторов всегда является коммуникативный конфликт. Заключение. Актуальность исследования речевой агрессии в школьной среде продиктована тем, что интернет на сегодняшний день является самой востребованной подростками площадкой для общения. Кроме того, виртуальный дискурс стал той сферой, где речевая агрессия находит самое яркое выражение.
Ключевые слова: речевая агрессия, троллинг, провокация, интернет-коммуникация, конфликт
Библиография:
1. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. М.: Флинта: Наука, 2012. 328 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001. 352 с.
3. Енина Л. В. Речевая агрессия и речевая толерантность в средствах массовой информации // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002. С. 104–110.
4. Buss A. H. The psychology of aggression. New York: Willey, 1961. 307 p.
5. Трощева Т. Б. Речевая агрессия // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003. С. 340–343.
6. Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестн. Удмуртского ун-та. История и филология. 2016. Вып. 2. С. 109–116.
7. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 103–109.
8. Третьякова В. С. Конфликт как феномен языка и речи // Известия Уральского гос. ун-та. 2003. № 27. С. 143–152.
9. Голев Н. Д., Ким Л. Г. Об отношениях адресата, автора и текста в парадигме лингвистического интерпретационизма // Сибирский филологический журнал. 2008. № 1. С. 144–153.
10. Третьякова В. С. Конфликт глазами лингвиста // Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии. Барнаул, 2000. С. 127–140.
11. Внебрачных Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмуртского ун-та. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 48–51.
12. Галичкина Е. Н. Компьютерная коммуникация: лингвистический статус, знаковые средства, жанровое пространство: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2012. 40 с.
13. Ломакин П. А. Аськи, Ирки, чаты и другие пейджинговые программы Интернета. М., 2003. 221 с.
14. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 252 с.
15. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999. 284 с.
16. Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Лингвистика: сб. ст. Смоленск: СГПУ, 2004. Вып. 5. С. 5–12.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 48 — 56
Скачиваний: 734