РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА НАУКА В ПОВЕСТИ АРКАДИЯ И БОРИСА СТРУГАЦКИХ «ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-4-91-99
Введение. Дана репрезентация индивидуально-авторского концепта НАУКА в художественном тексте, относящемуся к научно-фантастическому дискурсу. Представлено соотношение понятий «лингвокультурный концепт», «художественный концепт» и «индивидуально-авторский концепт». Обоснована ключевая роль компонента «наука» для выражения сути жанра научной фантастики. Описаны различные методики репрезентации лингвокультурного и индивидуально-авторского концептов, реализованных в художественном тексте. Материал и методы. Материалом исследования послужила повесть «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких – ярких представителей жанра научной фантастики. Методологическая основа работы – это существующие в лингвокультурологии подходы, согласно которым лингвокультурный концепт, преобразованный автором в соответствии с его собственным восприятием действительности, репрезентируется посредством языка в художественном тексте в виде художественного (индивидуально-авторского) концепта. Методика описания лингвокультурных концептов З. Д. Поповой и И. А. Стернина, использованная в исследовании, включает этимологический и дефиниционный анализ имени концепта, выявление синонимов имени концепта, анализ паремий и фразеологизмов, содержащих имя концепта, ассоциативный эксперимент. Для репрезентации лингвокультурного концепта НАУКА применялись лексикографические источники – общелингвистические и специализированные словари русского языка. Результаты и обсуждение. Выстроена структура содержания лингвокультурного концепта НАУКА в русском языке, включая его понятийную и ценностную части. Репрезентирован индивидуально-авторский концепт НАУКА, вербализованный в художественном тексте повести А. и Б. Стругацких. Проведен сопоставительный анализ содержания лингвокультурного концепта НАУКА и одноименного индивидуально-авторского концепта. Заключение. Индивидуально-авторский концепт НАУКА, репрезентированный в повести «Пикник на обочине», отличается от одноименного лингвокультурного концепта по содержанию номинативного поля: ядерной зоной здесь стала «работа, род занятий, профессия», появился новый признак «объекты научного исследования», который привносит дополнительный смысл: научное познание – это не только рациональное следование законам, но и нечто интуитивное, иногда иррациональное. Оценочная часть индивидуально-авторского концепта отражает романтическое, эмоциональное представление братьев Стругацких о науке как о важнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: художественный концепт, индивидуально-авторский концепт, лингвокультурный концепт, научно-фантастический дискурс, репрезентация концепта
Библиография:
1. Асратян З. Д. Концепт в художественном произведении // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 3А. С. 35–42.
2. Воркачев С. Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2003. Т. 17, № 2. С. 268–276.
3. Красных В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. 375 с.
4. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 166–205.
5. Бастриков А. В. Лингвокультурные концепты как основа языкового менталитета // Филология и культура. 2012. № 3 (29). С. 15–19.
6. Тарасова И. А. Художественный концепт: диалог лингвистики и литературоведения // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 4 (2). С. 742–745.
7. Макарова Е. А. Лексическая репрезентация концепта ЦВЕТ от словаря – к тексту // Сибирский филологический журнал. 2008. № 1. С. 167–178.
8. Романенко А. С. Проблема определения методологического подхода к изучению литературных констант // Вестник Том. гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 9 (150). С. 126–130.
9. Клебанова Н. Г. Формирование и способы репрезентации индивидуально‑авторских концептов в англоязычных прозаических текстах: автореф. дис. … канд. филол. наук. Тамбов, 2005. 22 с.
10. Kears C. Science fiction was around in medieval times – here’s what it looked like. URL: https://theconversation.com/sciencefiction-was-around-in-medieval-times-heres-what-it-looked-like-101696 (дата обращения: 18.11.2020).
11. Рыльщикова Л. М. Функции научно-фантастического дискурса // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16001 (дата обращения: 18.11.2020).
12. Олянич А. В. Научно-фантастический дискурс // ДИСКУРС-ПИ. 2015. № 2 (19). C. 167–170.
13. Аркадий и Борис Стругацкие. Лаборатория фантастики. URL: https://fantlab.ru/autor52 (дата обращения: 18.11.2020).
14. Вишневский Б. Л. Мир, в котором нам хотелось бы жить. URL: https://nplus1.ru/material/2018/10/29/monday-begins-onsaturday (дата обращения: 15.12.2020).
15. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с.
16. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. 1209 с.
17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с.
18. Толковый словарь Ушакова онлайн. URL: https://ushakovdictionary.ru (дата обращения: 24.10.2020).
19. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2008. 1536 с.
20. Малый академический словарь. URL: https://rus-academic-dict.slovaronline.com (дата обращения: 24.10.2020).
21. Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М. URL: https://lexicography.online/etymology/shansky (дата обращения: 24.10.2020).
22. Полный словарь синонимов русского языка. URL: https://словарь-синонимов.рф (дата обращения: 27.10.2020).
23. Словарь синонимов русского языка онлайн. URL: https://synonymonline.ru (дата обращения: 27.10.2020).
24. Баранов О. С. Идеографический словарь русского языка URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/ideographic-dictionary (дата обращения: 27.10.2020).
25. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / отв. ред. В. Н. Телия. М.: АСТ-Пресс книга, 2006. 784 с.
26. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Большой словарь русских пословиц. М.: Олма Медиа Групп, 2010. 1024 с.
27. Русский ассоциативный словарь. URL: http://www.tesaurus.ru (дата обращения: 27.10.2020).
28. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. Пикник на обочине. Парень из преисподней. За миллиард лет до конца света. Повесть о дружбе и недружбе: Повести. М.: Текст, 1992. 399 с.
Выпуск: 4, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 91 — 99
Скачиваний: 695