ФОРМИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-46-52
Введение. Рассматривается возможность формирования литературного типа речевой культуры магистрантов при помощи личностной рефлексии. Последняя позволяет учащимся осознать себя как языковую личность, выявить и проанализировать модели коммуникативного поведения и возможности их изменения. При этом переживание конфликтности между сложившимся способом речевого поведения и его изменением в целях улучшения коммуникации не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов языковой личности для достижения решения коммуникативных задач. Личностная рефлексия выполняет функцию самоопределения индивидуума в процессе осознания того, что коммуникация как сфера существования человека может меняться и тем самым влиять на качество отношении в обществе. Обосновывается необходимость актуализации рефлексивного механизма в обучении как ключевого качества носителя литературного типа речевой культуры по классификации О. Б. Сиротининой и И. А. Стернина. Цель – анализ влияния фактора личностной рефлексии в обучении на повышение уровня речевой культуры студентов вуза. Материал и методы. Представлен учебно-методический опыт формирования литературного типа речевой культуры магистрантов в ходе изучения дисциплины «Речевая культура академического и профессионального взаимодействия». Описываются примеры практической работы со студентами по улучшению коммуникативных качеств речи как составляющих речевой культуры через самоанализ. На основании анализа ценностного отношения студентов к коммуникативным качествам речи и классификационных признаков носителей литературного типа речевой культуры выявляются проблемные стороны ее формирования. Результаты и обсуждение. Выявлены наиболее уязвимые места в формировании речевой культуры. Это такие значимые качества речи, как чистота и выразительность. Основным фактором нарушения чистоты речи является лояльное отношение студентов к нецензурной лексике. Описан опыт изменения отношения к употреблению инвектив в ходе рефлексии. Анализ употребления нецензурной лексики в личной языковой практике студентов, ее функций в речи и отрицательного воздействия на коммуникацию меняет отношение к употреблению сквернословия, приводит к пониманию необходимости его ограниченного использования. Нарушение чистоты, в свою очередь, связано с нарушением выразительности речи. Важным пониманием необходимости развития этого качества становится, во-первых, осознание студентами влияния экспрессии и образности речи на адресата, во-вторых, понимание индивидуальности образа как выражения личности говорящего, личных переживаний, чувств, впечатлений. Заключение. Использование рефлексии решает задачу саморазвития, выявления личных языковых проблем и речевых недостатков и возможность работы с ними в дальнейшем с целью формирования литературного типа речевой культуры.
Ключевые слова: речевая культура, рефлексия, языковая личность, коммуникативные качества речи
Библиография:
1. Сиротинина О. Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. 1995. № 4. С. 17–27.
2. Хорошая речь / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: СГУ, 2003. 360 с.
3. Стернин И. А. К теории речевых культур носителя языка // Вопросы психолингвистики. 2009. № 9. С. 22–29.
4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 370 с.
5. Стеценко И. А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития: дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006. 381 с.
6. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. 250 с.
7. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
8. Психология общения // Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011. 287 с.
9. Слободчиков В. И. Индивидуальное сознание и рефлексия // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984. С. 118–121.
10. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Высш. шк., 1988. 320 с.
11. Песоцкая С. А. Учебный модуль «Логические законы и ошибки» в структуре лекционно-практического курса для магистрантов «Педагогическая коммуникация» (на русском языке) // Развитие педагогического образования в России (21–26 января 2019 г.): материалы II Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием / отв. ред. Е. В. Гребенникова. Томск: Изд-во ТГПУ, 2019. С. 213–118.
12. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой; Ин-т языкознания АН СССР. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 682 с.
13. Стернин И. А. Проблема сквернословия. Воронеж: Истоки, 2011. 21 с.
14. Шоков Н. Н. Образная речь: специфика и семантический механизм // Филологические науки: вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 4 (70): в 2 ч. Ч. 1. С. 188–191.
15. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Образность // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 255–257.
16. Краткое содержание рассказа «Толстый и тонкий» А. П. Чехов. URL: https://jiyuu.su/kratkie-soderzhaniya/tolstyj-i-tonkijkratkij-pereskaz (дата обращения: 20.06.2021).
17. Скаженик Е. Н. Деловое общение. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. 180 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Страницы: 46 — 52
Скачиваний: 552