КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА: ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СМЫСЛОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-6-38-48
Введение. Изучение речемыслительной деятельности автора и адресата в процессе сотворчества на основе текста как формы коммуникации относится к числу наиболее актуальных проблем в русистике. Современная когнитивно-дискурсивная парадигма научного знания и развитие коммуникативной теории текста открывают новые перспективы в исследовании текста как объекта восприятия, интерпретации и понимания. Цель – опираясь на теорию регулятивности как одно из направлений коммуникативной стилистики текста, выявить некоторые лингвокогнитивные механизмы формирования гиперконцепта как результата интерпретационной деятельности воспринимающего текст субъекта. Материал и методы. Исследование основано на анализе, сравнении и обобщении научной литературы по теории и истории вопроса, на использовании методологии и понятийно-терминологического аппарата теории регулятивности, разработанной в коммуникативной стилистике текста, применении концептуального, лингвосмыслового, семантико-стилистического анализа. Материалом исследования послужили стихи известных русских поэтов Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, З. Н. Гиппиус, Н. А. Заболоцкого. Результаты и обсуждение. За исходное взято положение о том, что в основе интерпретации текста адресатом лежат лингвокогнитивные механизмы – речемыслительные процессы, формирующие обобщенный смысл текста (гиперконцепт), стимулированные общей системой текста, включающие когнитивные операции анализа, сравнения, синтеза с опорой на ассоциативную деятельность и имеющийся у индивида опыт. В выявлении гиперконцепта важны регулятивная стратегия текста, способы регулятивности, регулятивные средства и структуры, использованные автором в тексте с ориентацией на сотворчество с адресатом, «управление» его познавательной деятельностью. Особенно значима лексическая система текста, стимулирующая его ассоциативно-смысловое развертывание в сознании читателя. Интерпретационная деятельность предполагает взаимосвязь актуализированных в тексте концептов в рамках его общей концептуальной структуры на основе отношений дополнения, усиления, контраста, включения, сопоставления, обобщения. С учетом этого, опираясь на теорию регулятивности, были выявлены лингвокогнитивные механизмы формирования гиперконцепта: 1) сквозной усилительно-конвергентный, связанный с последовательным усилением ключевого концепта различными регулятивными средствами и структурами в рамках индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуры текста, с повтором как способом регулятивности и регулятивной стратегией поэтапного усиления семантических признаков ключевого концепта; 2) замкнутый последовательно-дополнительный, проявляющийся в по этапной художественно-образной конкретизации разных признаков гиперконцепта на основе использования сильной регулятивной стратегии однородного эксплицитного типа и повтора как основного способа регулятивности; 3) сопоставительно-парадоксальный, стимулированный регулятивной стратегией парадоксально-контрастивного типа, контрастом как основным способом регулятивности и текстовыми парадигмами антонимического типа как регулятивной доминантой; 4) сопоставительно-синтезирующий, отражающий синтез (обобщение) на основе сопоставительного ассоциативно-смыслового развертывания разных граней (признаков) ключевого концепта, стимулированных ступенчатой лексической макроструктурой индуктивно-дедуктивного типа. Заключение. Использование теории регулятивности и ее понятийно-терминологического аппарата позволяет судить о некоторых заданных в поэтическом тексте автором закономерностях организации интерпретационной деятельности адресата и лингвокогнитивных механизмах формирования общего смысла текста. Полученные наблюдения представляют интерес для дальнейшей разработки проблемы смысловой интерпретации и методики смыслового анализа текста.
Ключевые слова: коммуникативная стилистика, теория регулятивности, интерпретация, лингвокогнитивный механизм, гиперконцепт, поэтический текст
Библиография:
1. Богин Г. И. Филологическая герменевтика: учеб. пособие. Калинин: Калининский гос. ун-т, 1982. 86 с.
2. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384–391.
3. Гадамер Х.-Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. В. Штегмайера, Х. Франка, Б. В. Маркова. СПб., 1999. С. 243–254.
4. Выготский. Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
5. Брудный А. А. К проблеме понимания текста // Исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 80–86.
6. Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005. 336 с.
7. Зимняя И. А. Психологическая схема смыслового восприятия // Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., 1976. С. 5–33.
8. Мурзин Л. Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 171 с.
9. Залевская А. А. Текст и его понимание. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. 177 с.
10. Пищальникова В. А. Эмоциональная доминанта текста: переводческий аспект // Эмотивный код языка и его реализация. Волгоград, 2003. C. 117–120.
11. Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.
12. Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб.: Азбука, 2001. 480 с.
13. Демьянков В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. 1994. № 4. С. 17–33.
14. Демьянков В. З. Трансфер идей герменевтики в когнитивную лингвистику // Вопросы когнитивной лингвистики. 1918. № 4. С. 5–14. DOI: 10.20916/1812-3228-2018-4-5-14
15. Голев Н. Д., Ким Л. Г. Об отношениях адресата, автора и текста в парадигме лингвистического интерпретационизма // Сибирский филол. журнал. 2006. № 1. С. 144–153.
16. Болдырев Н. Н. Проблемы вербальной коммуникации в когнитивном аспекте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2017. № 2. С. 5–14.
17. Болдырев Н. Н., Григорьева В. С. Когнитивные доминанты речевого взаимодействия // Вопросы когнитивной лингвистики. 2018. № 4. С. 15–24.
18. Болотнова Н. С. Типы вербализованных в тексте художественных концептов и их взаимодействие // Сибирский филол. журнал. 2005. № 3–4. С. 54–60.
19. Болотнова Н. С. Изучение концептуальной структуры художественного текста в коммуникативной стилистике // Художественный текст и языковая личность: материалы IV Всерос. науч. конф. (27–28 октября 2005 г.). Томск: ЦНТИ, 2005. С. 6–13.
20. Болотнова Н. С. Лексическая регулятивность текста и его концептосфера // Когнитивные исследования языка. 2015. Вып. XXII. С. 322–324.
21. Болотнова Н. С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов // Русский язык в школе. 2019. № 1. С. 20–25. DOI.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-20-25
22. Княжицкий А. И. Да здравствует интерпретация! // Русская словесность. 2002. № 2. С. 2–8.
23. Болотнова Н. С. Проблема обучения интерпретационной деятельности в вузе и школе // Вестник Новосибирского гос. ун-та. 2002. № 1. Вып. 1. С. 96–101.
24. Северская О. И. Что же хотел сказать поэт? (От данного к новому и новейшему в постижении образа) // Русский язык в школе. 2010. № 9. С. 52–57.
25. Бабурина М. А. Концепт «Муза» и его ассоциативное поле в русской поэзии Серебряного века: автореф. дис. … канд. филол. наук, 1998. 20 с.
26. Беспалова О. В. Концептосфера поэзии Н. С. Гумилева в ее лексическом представлении: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2002. 24 с.
27. Маршина М. В. Лексическая экспликация концептуальной системы Ф. И. Тютчева: автореф. дис. … канд. филол. наук, 2004. 20 с.
28. Фещенко О. А. Концепт «Дом» в художественной картине мира М. И. Цветаевой (на материале поэтических текстов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2005. 22 с.
29. Сергеева Е. В. Художественный концепт «Прозрачность» в поэзии Вяч. Иванова // Художественный текст: Слово. Концепт. Смысл: материалы VIII Всерос. науч. семинара (21 апреля 2006 г.). Томск, 2006. С. 110–114.
30. Яцуга Т. Е. Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах З. Н. Гиппиус: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2006. 30 с.
31. Болотнов А. В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе серебряного века (на материале творчества М. И. Цветаевой, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама). Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. 287 с.
32. Проскуряков М. Р. Концептуальная структура текста: лексико-фразеологическая и композиционно-стилистическая экспликация: автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2000. 38 с.
33. Чурилина Л. Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2003. 39 с.
34. Кабанина О. Л. Сцепление как универсальный тип выдвижения в аспекте регулятивности (на примере стихотворения М. И. Цветаевой «Что другим не нужно – несите мне!») // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 2. С. 40–43.
35. Шутова А. В. Концептуальный анализ художественного текста как основа формирования текстовой компетенции // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 11 (188). С. 41–45.
36. Щирова И. А., Гончарова Е. А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: учеб. пособие. СПб.: Книжный Дом, 2007. 472 с.
37. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2003. 191 с.
38. Карпенко С. М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н. С. Гумилева): автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2000. 26 с.
39. Васильева А. А. Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2004. 30 с.
40. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. 140 с.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 38 — 48
Скачиваний: 596