ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «ПЬЯНСТВО»
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-6-90-96
Введение. Рассматриваются особенности семантики и употребления оценочных глаголов со значением «регулярное употребление алкоголя в больших количествах», которые образуют одно из микрополей, входящих в состав семантического поля «пьянство». Цель – анализ оценочной семантики глаголов выбранного для исследования микрополя. Материал и методы. В исследовании использованы материалы Национального корпуса русского языка и различных толковых словарей, методы сплошной выборки, контекстуального, компонентного и дефиниционного анализа. Результаты и обсуждение. Ядерной лексемой микрополя является глагол «пить» (диапазон потенциальных оценочных значений этого глагола очень широк, хотя сам по себе глагол является безоценочным). Остальные глаголы микрополя детализируют семантику ядерной лексемы. В зависимости от дополнительных компонентов в лексическом значении глаголов варьируется эмоциональная оценка, которую они выражают (у глагола «употреблять» эта оценка отсутствует вовсе). Рациональная оценка (негативная) остается неизменной у всех глаголов. Например, глаголы «испивать» и выражение «глушить водкой» обладают отрицательной рациональной оценкой и противоречивой эмоциональной оценкой (ее можно охарактеризовать как «сочувствие»). Внутри выбранного микрополя выделяется группа просторечно-арготических глаголов, которые характеризуются общей семой «чрезмерность», одинаковой стилистической принадлежностью и похожим контекстуальным окружением. Сема «чрезмерность» усиливает негативную эмоциональную оценку, выражаемую этими глаголами. Другую небольшую группу формируют глаголы, обладающие общими потенциальными семами «как животное» и «потеря человеческого облика», которые часто актуализируются с помощью окружающего контекста. Наличие этих семантических компонентов значительно усиливает негативную эмоциональную оценку. Заключение. Лексическое значение глаголов выбранного микрополя может содержать различные оценочные компоненты. Большинство глаголов выражают как рациональную, так и эмоциональную оценку, которая широко варьируется в зависимости от многих факторов. Внутри микрополя формируются новые парадигматические связи, некоторые глаголы приобретают новые грамматические характеристики. В целом оценку, которую выражают глаголы выбранного микрополя, нельзя охарактеризовать как однозначную.
Ключевые слова: русский язык, моделирование, семантическое поле, алкоголь, эмоциональная оценка, рациональная оценка
Библиография:
1. Савина М. А. Особенности перевода слов с корнем «хмель» на итальянский язык // Молодая филология-2019. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. Ч. 1. С. 251–263.
2. Димитриева О. А. Глаголы со значением «употреблять спиртное»: семантико-стилистическая характеристика // Научный диалог. 2015. № 6 (42). С. 21–37.
3. Димитриева О. А. Сатуративный способ глагольного действия: глаголы со значением пития со словообразовательным формантом на-…-ся // Rhema. Рема. 2015. С. 39–51.
4. Димитриева О. А. Смягчительный способ глагольного действия: глаголы с семантикой «употреблять спиртное» // Научный диалог. 2017. № 8. С. 59–72.
5. Бочаров В. В. Русская празднично-питейная культура и власть (антропологический аспект) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX, № 4 (87). С. 179–192.
6. Травер П. В. История и образ кабака и трактира в русской культуре // История и современность. 2013. № 1 (март). С. 90–109.
7. Василевич А. П. Что у трезвого на уме // Москва: Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 101–113.
8. Гынгазова Л. Г., Иванцова Е. В. Трансформация сибирской пищевой традиции в дискурсе диалектной языковой личности: напитки // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2017. № 50. С. 17–35.
9. Долгова Е. Ю. Образ «горячего» во вторичных номинациях употребления спиртного // Вестник ТГУ. 2008. С. 14–16.
10. Словарь современного русского литературного языка. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР, 1950–1965. Т. 1–Т. 17.
11. Косарева Т. А. «Вечный спутник российского литератора…» Алкогольная тема в произведениях Сергея Довлатова // Литературный текст: проблемы и методы исследования. Мотив вина в литературе (сб. науч. тр.). Тверь: ТГУ, 2002.
12. Глушкова Т. С. Стереотипы винопития в русском фольклоре // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 149–156.
13. Словарь русского языка С. И. Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 10.01.2021).
14. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 10.01.2021).
15. Матвеева Т. В. Экспрессивность русского слова. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28651/1/978-3-659-98674-1_2013.pdf (дата обращения: 10.01.2021).
16. Словарь русского арго. URL: http://gramota.ru/slovari/argo/ (дата обращения: 10.01.2021).
17. Словарь воровского жаргона. URL: https://slovar.cc/sleng/vor.html (дата обращения: 10.01.2021).
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ, ПРИКЛАДНАЯ И СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 90 — 96
Скачиваний: 537