ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В ОЦЕНИВАНИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-107-115
Введение. Подготовка нового поколения высокообразованных кадров, способных приобретать и воспроизводить знания, требует осуществления кардинальных изменений и в оценивании результатов достижений обучения курсантов. Контроль знаний предполагает оценивание знаний, умений и навыков, приобретенных курсантами, а контроль качества обучения направлен на определение уровня и повышение профессионального мастерства преподавателей. Эти направления контроля используются в оценивании степени достижения поставленных целей обучения; выявлении проблем, которые возникают у курсантов в процессе обучения; стимулировании самостоятельной подготовки курсантов; определении степени профессиональной подготовленности преподавателя; получения данных, необходимых для совершенствования учебной, научной и методической деятельности. Так как не существует конкретных унифицированных моделей реализации оценивания учебных достижений курсантов, методы и средства оценивания определяются внутренними нормативами военного института. В связи с этим назрела необходимость обоснования теоретической основы и практического опыта методики обучения контролю учебной деятельности преподавателей военного института как фактора совершенствования качества оценивания учебных достижений курсантов военного института. Решение данной проблемы возможно при условии использования полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста. Цель – разработка и внедрение в образовательную практику полифункционального контроля в оценивании развития военно-профессиональных компетенций курсантов, направленного на повышение качества их теоретической подготовки и компетенций. Материал и методы. Анализ источников, тестирование курсантов и преподавателей, педагогический эксперимент, математический метод оценивания достижений учебной успешности курсантов. Результаты и обсуждение. Раскрыта сущность различных подходов к оцениванию результатов достижений обучения курсантов в военных вузах. Раскрыты основные виды оценивания результатов их образовательной деятельности: диагностическое оценивание, текущее, периодическое (тематическое), итоговое – и выявлены соответствующие им функции: диагностическая, управляющая, управленческая, воспитывающая, аналитико-информационная, мотивационная. Обоснована необходимость разработки и внедрения в образовательную практику полифункционального контроля в оценивании развития военно-профессиональных компетенций курсантов, направленного на повышение качества их теоретической и профессиональной подготовки. Исследование показало, что комплекс функций контроля в образовательном процессе представляет собой систему полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста, которая характеризуется комплексным использованием различных форм и методов контроля на основе взаимодополняемости. Дидактическая полифункциональность контроля обеспечивается реализацией его основных функций, уровень обеспечения которых в учебном процессе оказывает влияние на рост эффективности обучения курсантов. Полифункциональный контроль качества знаний курсантов – целостный управленческий инструмент, в состав которого входят диагностика, исследование, контроль и оценивание. Заключение. Проведенное исследование показало, что одним из перспективных путей оценки качества обучения являются разработка и внедрение в образовательную практику полифункционального контроля в оценивании развития военно-профессиональных компетенций курсантов, направленного на повышение качества их теоретической подготовки и практических навыков. Он основан на адекватных психолого-педагогических подходах, использовании педагогического моделирования и выборе наиболее подходящих организационно-педагогических условий, которые обеспечат эффективность многофункционального контроля профессиональной подготовки будущих офицеров.
Ключевые слова: военно-профессиональное образование, военно-профессиональная подготовка, виды оценивания и функции контроля, полифункциональный контроль, качество знаний, формирование профессиональных компетенций
Библиография:
1. «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. Принят Государственной думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г., № 273-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212300007 (дата обращения: 04.12.2021).
2. Неделько В. С. Математические модели анализа и прогнозирования качества подготовки специалистов в военных вузах (на примере высших военных учебных заведений связи): дис. … канд. экон. наук. Новочеркасск, 2002. 141 с.
3. Савченко Б. Н. Организация процесса военно-профессиональной подготовки в системе военного образования: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 172 с.
4. Трапицын С. Ю. Контроль усвоения знаний, умений и навыков // Трапицын С. Ю., Тимченко В. В. Как оценивать качество знаний: практ. пособие РГПУ. СПб., 2004. С. 6–22.
5. Филимонов А. А. Тестовые технологии контроля качества знаний курсантов военного вуза (на примере специального блока дисциплин): дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 223 с.
6. Серёжникова Р. К., Чакурин В. А., Гарькавый А. В. Методика обучения контролю учебной деятельности преподавателей военного института // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 4 (52). URL: https://www.scientific-notes.ru (дата обращения: 16.12.2019).
7. Марченко Г. М. Формирование профессиональной компетентности будущих офицеров тыла: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 144 c.
8. Сахарчук Е. И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования как педагогическая проблема // Интеграция образования. 2004. № 3 (36). С. 50–55.
9. Богданов М. А. Анализ практики формирования профессионального мастерства у курсантов современных военных вузов в ходе учебных занятий // Мир образования – образование в мире. 2011. № 1. С. 99–103.
10. Бородин З. В. Педагогическая технология профессиональной подготовки военнослужащих тыла к выполнению боевых задач в условиях локальных конфликтов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2009. № 8 (54). С. 18–23.
11. Герасимова Т. Н. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военно-инженерных вузов на основе проблемно-деятельностного обучения // Мир образования – образование в мире. 2012. № 3. С. 138–145.
12. Торичный А. В. Социально-педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности у курсантов во время учебы // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. междунар. науч.-практ. конф. Брест, 19–20 мая 2011 г. / ред. Т. С. Будько и др. Брест: БрГу, 2011. С. 268–271.
13. Мовчан Н. И., Мингазова Д. Н., Сопин В. Ф. Управление качеством образовательного процесса с позиций качества. Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. 204 с.
14. Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. 2009. № 1. С. 4–11.
15. Одерий Л. П. Основы системы контроля качества обучения. Киев: ІСДО, 1995. 131 с.
16. Русакова Л. М. Пути повышения эффективности контроля учебно-познавательной деятельности студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киев, 1989. 16 с.
17. Галустян О. В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2016. 48 с.
18. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 31 августа 2020 г. № 1138 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 40.05.01 “Правовое обеспечение национальной безопасности”». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009150037 (дата обращения: 04.12.2021).
19. Хуторской А. В. Технологии проектирования ключевых и образовательных компетенций // Эйдос. 2005. 12 декабря. URL: http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 01.12.2021).
20. Астахова Л. В., Трофименко А. Е. Развитие информационно-аналитических компетенций студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 12. С. 18.
21. Самойленко О. Б. Формирование профессиональной компетентности курсантов военного вуза средствами организации самостоятельной работы: дис. … канд. пед. наук. Орел, 2013. 222 с.
22. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении: сб. метод. рекомендаций. М.: РИЦ, 2003. 240 с.
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 107 — 115
Скачиваний: 553