СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЦИКЛЕ Л. ГОРАЛИК О ВЕНИСАНЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-3-142-150
Введение. В последние десятилетия фэнтези приобретает особую популярность, о чем свидетельствуют многочисленные публикации как отечественных, так и зарубежных авторов, работающих в этом жанре. К фэнтези можно причислить и цикл Л. Горалик о Венисане. В анализируемом цикле ставятся актуальные для подростковой литературы проблемы взаимоотношения поколений («отцов и детей»), раскрываются отношение к смерти, осмысление собственной идентичности, способы познания окружающего мира. Цель работы – охарактеризовать систему персонажей цикла Л. Горалик о Венисане. Материал и методы. В работе использовались труды отечественных структуралистов, фольклористов, мифологов. Результаты и обсуждение. В цикле о Венисане представлена достаточно сложная и многообразная система персонажей, среди которых можно выделить как реалистических (родители, учителя, дети), так и мифологических (унды, птицы габо) персонажей. Если реалистические персонажи способствуют осмыслению проблем, характерных для подростковой литературы (взросления, обретения собственной идентичности), то мифологические помогают понять скрытое, тайное значение происходящего. Заключение. Мир взрослых в цикле противопоставлен миру детей. Дети пытаются приспособиться ко все более деструктивной реальности, вырабатывая механизмы защиты, способствующие их физическому выживанию. Исключением становится главная героиня, пытающаяся изменить существующий порядок вещей. Отличие Агаты от остальных персонажей заключается в ее стремлении во что бы то ни стало найти истину и восстановить нарушенную (по ее мнению) социальную и семейную гармонию. В этом ей помогают не столько рациональные (рассудительность, ум) качества, сколько чувственные способы восприятия мира, так как единственными константами для достижения истины становятся ее предчувствия, ощущения, переживания, мечты. В мире духовной и физической несвободы героине не на что опереться, кроме как на собственные тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические ощущения. Проблема заключается в том, что для читателя (и, возможно, самой героини) не всегда очевидна граница между воображаемыми ощущениями и реальными.
Ключевые слова: Линор Горалик, подростковая литература, фэнтези, «Холодная вода Венисаны», цикл о Венисане, система персонажей
Библиография:
1. Горалик Л. Холодная вода Венисаны. 2018. URL: https://linorgoralik.com/venisana.html (дата обращения: 11.05.2021).
2. Горалик Л. Двойные мосты Венисаны (вторая часть цикла о Венисане). 2020. URL: https://linorgoralik.com/venisana2.html (дата обращения: 05.06.2021).
3. Горалик Л. Тайные ходы Венисаны (третья часть цикла о Венисане). 2021. URL: https://linorgoralik.com/venisana3.html (дата обращения: 10.06.2021).
4. Варшавская Ю. «Сказка прекрасна тем, что ее героев нельзя отправить к психотерапевту». Писательница Линор Горалик о том, почему сказки нужны детям и (особенно) взрослым. URL: https://mel.fm/pisateli/6871432-linor_goralik (дата обращения: 15.07.2021).
5. Фетисова Т. А. Фэнтези – феномен современной культуры. Обзор // Вестник культурологии. Серия: Теория и история культуры. 2017. № 2 (81). С. 179–192.
6. Полева Е. А. «Улитка в тарелке» Ю. Лавряшиной в контексте подростковой литературы о «disability» // Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири: тез. докл. Всерос. науч. конф., Томск – Иркутск, 11–12 сентября 2020 г. / под ред. Е. А. Полевой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2021. 72 с.
7. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / науч. ред., текстолог. комментарий И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2000. 336 с.
8. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. 136 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4).
9. Голосовкер Я. Э. Избранное. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с. URL: https://bookscafe.net/read/golosovker_yakovizbrannoe_logika_mifa-229659.html#p1 (дата обращения: 15.12.2021).
10. Богданов К. А. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство-СПб., 2001. С. 109–180.
11. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 519 с. URL: http://exsecramentum.org/attachments/1111_mifi_dr_grecii.pdf (дата обращения: 15.12.2021).
12. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие / под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк.: Академия, 1999. 556.
13. Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 2008. 1147 с.
14. Топоров В. Н. Яйцо мировое. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 2008. 1147 с.
15. Аверинцев С. С. Вода. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 2008. 1147 с.
16. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. М.; СПб.: Академия исследований культуры. Традиция, 2005. 240 с.
Выпуск: 3, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы: 142 — 150
Скачиваний: 553